Главная - Консультирует педагог-психолог - Если ребенок боится общаться

Если ребенок боится общаться

Некоторые полагают, что общение ребенка с другими детьми затруднено из-за того, что малыш не ходит в садик. Есть дети, которые ходили в сад, и все равно у них были проблемы в общении. Такой ребенок и в садике держится в уголке, играет сам с собой и поддерживает хорошие отношения лишь с воспитательницей.
Почему ребенок с трудом общается со сверстниками? Одна из возможных причин – он воспитывается в семье как партнер взрослых. Взрослые общаются с ним как с равным. Это происходит, когда мама делится своими переживаниями с дочерью как с подругой (ничего хорошего в этом нет). Когда ребенку делегируется слишком много ответственности. Когда он должен помогать, сочувствовать, поддерживать взрослые разговоры и его всячески поощряют, когда он нравится взрослым. В результате у ребенка появляется «внутренний контролёр»: он целиком сосредоточен на проблемах взрослых, старается вести себя по отношению к ним так, как положено, как надо, потому что они же от него чего-то ждут!
Такие дети на уроке сочувствуют учительнице, которую не всегда слушают дети. Представить себе, что учительница сама может за себя отвечать, такие дети не могут, потому что родители вешали на нее ответственность за свои проблемы: «мама переживает!», «папа сердится!». Окружающие дети кажутся такому ребенку пустыми, ведущими себя странно. Ему не понятно, как быть спонтанным – бегать, толкаться, кричать.
Взрослые якобы подняли еще неокрепшего человека до своего уровня, а в результате получился и не взрослый, и не ребенок. Такого ребенка нужно заново научить выстраивать отношения со сверстниками. А взрослым нужно работать над своими отношениями и не обременять ими детей. Вместо этого они с гордостью говорят: «моя дочь для меня – не ребенок, а подруга!» или «сын единственная моя опора!». Родителям не мешало бы в этих случаях все-таки осознать, кто кому опора.
А у ребенка нужно развивать способности к общению. Существует подростковые группы и молодежные организации, походы, где под хорошим руководством он может учиться налаживать отношения со сверстниками. Надо найти что-то такое, что ему было бы интересно.
Другая причина возникновения проблем с общением – застенчивость ребенка. Да, пятилетний ребенок может побаиваться общаться с детьми. И здесь очень важно, чтобы родители на него не давили: «иди, познакомься, поиграй с ребятами!», возможно, он и переступит через себя, пойдет, но урок того, что его внутренние переживания вам не особо важны, тоже усвоит.
Если вы хотите, чтобы ребенок играл с детьми, перестаньте во время прогулок болтать с подругами, делайте шаг на детскую площадку, заведите какую-нибудь игру с вашим ребенком и привлеките к ней еще двух-трех детей. Вот ваш сын или дочь уже и участвует в игре вместе с другими!
Можно начинать общаться в более комфортной для ребенка ситуации — позвать одного-двух детей в гости. Рядом с вами в знакомой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя гораздо свободнее. Потом можно создать ситуацию, чтобы дети поиграли самостоятельно. Можно пойти с детьми на площадку и поиграть в какие-то знакомые игры.
Если родители хоть иногда играют со сверстниками своих детей, берут их за город или в лес вместе со своим ребенком, у их сына или дочери появляется определенный статус в детской компании, с ним больше и охотнее общаются.
После достижения ребенком трехлетнего возраста медленно, маленькими шажками формируются умения общаться со сверстниками. К четырем-пяти годам появляются уже коллективные игры, но лучше в них играть под руководством взрослого. Он и правила объяснит, и предложит другим детям включиться в игру. Игра без взрослых в этом возрасте рваная и регрессивная: пятилетние дети опускаются на уровень трехлетних, кричат и толкаются, поскольку сами пока еще не могут выстроить структуру игры. Проще, если играют дети разного возраста: пятилетние бегают по правилам, которые задают восьми-девятилетние.
Очень важно, чтобы дети играли не только в обучающие и развивающие игры, но и в игры с ролями и правилами: в прятки, казаки-разбойники, лапту. Это игры очень древние, архетипические, разные варианты существуют у многих народов с незапамятных времен. Играя в них, ребенок общается со сверстниками, учится работать в команде, у него есть эмоциональный контакт с окружающими, и при этом он соблюдает правила — идеальное условие для развития личности!
Бывают харизматичные дети, которые с первых лет жизни находят общий язык с кем угодно, но это «социальный талант», и как и любой талант он проявляется не у всех. Большинству детей необходима социализация- приобретение навыка взаимодействия с разными людьми, умение различать нюансы поведения. Без этого неизбежны проблемы: не только боязнь общения, но и, например, неумение определять, когда необходима дистанция.
Социальный опыт, полученный ребенком вне семьи в возрасте от четырех до пяти лет, очень важен. Необязательно получать его в детском саду, главное – сам факт регулярного свободного общения детей. Причем воспитывает даже негативный опыт, но только если ребенок доверяет родителям и делится с ними переживаниями по поводу происходящего. А родители, в свою очередь, способны грамотно отреагировать на доверие и искренность. Исходя из оценки и уже собственного опыта, ребенку в следующий раз будет проще справиться с похожей ситуацией.
Лучшее средство социализации – игра. Важно обязательно давать детям возможность играть. А для этого – искать мам, близких вам по духу, и детей, с которыми вашим детям интересно.

Используемый источник: Душа вашего ребенка 40 вопросов и ответов /сост. М. Нефедова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *