Главная - Консультирует педагог-психолог - Как жить со своим ребенком?

Как жить со своим ребенком?

А.А. Бабич, педагог-психолог ОЦКРОиР

Давно было выяснено, что младенец, получающий прекрасный медицинский уход, полноценное питание, но не имеющий возможности эмоционального общения с мамой или другим взрослым, имеет проблемы не только в психическом, но и в физическом развитии. Насколько же для нас важно общение? Каждый родитель, наверняка, испытывал трудности в общении с собственным ребенком. А ведь «проблемные», «трудные» дети – это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Как же выстроить здоровые гармоничные отношения с ребенком?

Давайте обозначим тезисно основные моменты, на что стоит обратить внимание и к чему прислушаться.

  • Невозможно наладить добрые и приятные отношения с ребенком, если в целом в семье нет доброжелательной атмосферы. Каждый член семьи ценен. Важно, чтобы все имели возможность быть услышанными, выразить свое эмоциональное переживание, быть искренними, разрешать конфликты мирным путем. Ваши близкие, также как и дети, заслуживают быть любимы.
  • Необходимо исключить условное, оценочное отношение к собственному ребенку. Очень часто родители имеют привычку сказать: «За что мне тебя обнимать, если ты еще не сделал все задания?», «Не жди от меня подарков, пока не начнешь слушаться» и т.д. Причина возникновения таких оценочных суждений заключается в вере, что НАКАЗАНИЕ и НАГРАДА – главные средства в воспитании ребенка. Как результат постоянного наказания ребенка – ухудшение его поведения. Вспомните о том, что ВОСПИТАНИЕ – НЕ ДРЕССУРА.

Важно как можно чаще сообщать ребенку, что он нужен и любим просто так, без каких либо условностей. Это может выражаться  в прикосновениях, улыбке, словах «рада тебя видеть», «я люблю, когда мы вместе» и др.

  • Чаще обнимайте своего ребенка. Эмоциональная подпитка стимулирует психологическое развитие ребенка. Если таковой нет, и мама холодна, отстранена и не находится в контакте с ребенком – это приводит к появлению отклонений в поведении.
  • Доводы о пользе для детей не работают («я делаю это ради твоего же блага»). Для них важнее тон. Однако не стоит использовать в разговоре с ребенком повелительный тон и глаголы: убери, стой и т.д. Если ваш ребенок постоянно подвергается критике, то он быстро придет к заключению: «Меня не любят». Дети принимают буквально каждую фразу брошенную взрослыми.
  • Принимать ребенка – не значит не злиться на него. Нет, не нужно скрывать или копить негативные чувства. Однако нужно научиться выражать их определенным образов.

3 способа выразить недовольство:

Можно выразить недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Вы можете осуждать действия, но не чувства ребенка, какими бы неприемлемыми они для вас не были. У любого возникшего чувства есть серьезная причина.

Недовольство действиями ребенка не должно носить систематический характер, иначе оно перерастет в непринятие его.

  • Вернуть гармоничные отношения в семье никогда не поздно. Однако необходимо начать с изменений себя. Почему? Потому что у взрослых людей больше знаний и опыта, большая степень осознанности.
  • Причинами непринятия родителем ребенка может быть установка на «воспитание». Однако дисциплиной имеет смысл заниматься НЕ ДО, А ПОСЛЕ установления доброжелательных, доверительных отношений.
  • Желание родителей компенсировать собственные неудачи в жизни и реализовать мечты ведут к ужесточению или усилению мер воспитания. Например, это часто касается изучения иностранного языка с раннего возраста и др..

Предлагаем вам маленькие домашние задания, при выполнении которых, мы надеемся, вы увидите, что делать первый шаг навстречу своему ребенку не так уж и сложно.

  • Подсчитайте точное количество положительных (хвалите) и отрицательных (критикуете) обращений к ребенку за день. Анализ результатов даст вам увидеть насколько вы готовы его принять.
  • Приветствуйте ребенка как лучшего друга, когда он приходит домой. Улыбнитесь ему, покажите, что рады его видеть.
  • Сделайте объятия традицией в семье. Обнимайтесь искренне и как можно чаще.
  • Пронаблюдайте за реакциями ребенка на ваши действия, отметьте приятные эмоции и огорчение. Также обратите внимание и на то, как меняется ваш эмоциональный фон.

Надеемся, наши рекомендации будут полезны вам и интересны.

Литература:

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *