Главная - Ранняя комплексная помощь - Как использовать просмотры мультфильмов для развития активной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Как использовать просмотры мультфильмов для развития активной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Задержка развития речи (ЗРР) у ребенка — в настоящее вре­мя явление весьма распространенное. В то время, когда ребенок должен активно накап­ливать знания о мире, речь дается ему как инстру­мент познания. И в отсутствие этого инструмента ма­лышу крайне непросто поспевать за своими ровесни­ками по уровню развития.

Как правило, малыши с ЗРР страдают дефицитом внимания и, как следствие, плохо воспринимают и усваивают (запоминают) информацию, а также не мо­гут ею оперировать. Одна из основных проблем задер­жки развития речи — отсутствие возможности концентрировать внимание.

Родители ежечасно, ежеминутно должны обеспечивать малышам с задержкой речевого развития режим наибольшего благоприятствования развитию, учитывающий специфику возможностей концентрации внимания ребенка. Для этих целей можно использовать просмотр мультфильмов.

 

Почему же просмотр мультфильмом помогает развитию познавательных способностей и речи у детей с ЗРР?

  1. Мультфильмы облегчают восприятие материала, когда с этим у ребенка имеются проблемы.
  2. Помогают привлечь внимание при условии присутствия взрослого, активно содействующего пониманию информации, выделению из показанного материала главного.
  3. Мультфильмы, просмотренные вместе с родителем и активно комментируемые последним, могут активно содействовать развитию речи ребенка, особенно если кроха станет повторять текст за взрослым.
  4. Мультфильмы, просматриваемые ребенком в дозированном режиме времени, формируют познавательный интерес ребенка, его способность пользоваться общением как инструментом взаимодействия с другими людьми.

 

Как же  сделать просмотр мультфильмов максимально полезным для ребенка?

Ребенку с ЗРР просто смотреть телевизор в момент, когда на канале идет показ мультипликационного фильма — непозволительная роскошь. Поскольку время — самый ценный ресурс, который есть у такого малыша, и терять его недопустимо.

Просмотр же телевизора в отсутствие взрослого для ребенка с ЗРР всегда является именно потерей времени. Картинки мелькают, герои быстро и зачастую непонятно для ребенка говорят, в итоге кроха  ничего ценного из просмотра для себя не выносит.

Привычка не напрягаться для того, чтобы «пообщаться» с виртуальным миром, губит его инициативу, которую еще стоит развивать и развивать родителям.

Как мы уже упоминали, телевизор для ребенка — всегда лестная приманка, искушение. Дети с ЗР особенно любят телевизор, который не требует для общения никаких действий с их стороны. Авторитет телевизора у детей всегда высок: нереальная яркость, веселость, красочность мира мультипликации заставляют подчиняться его законам. Такую симпатию можно использовать правильно.

Если ваши попытки завладеть вниманием ребенка упорно равняются нулю, стоит «обратиться» за помощью к телевизору. Выберите из программы простой  красочный мультфильм, динамичный, с  музыкой, песнями, многосерийный, с определенными героями, с понятным, однозначным, повторяющимся сюжетом.

Кроме того, чтобы заинтересовать ребенка, перед первым просмотром вы можете рассказать ему о своем знакомстве с чудесными зверятами  (Хрюшей и Степашкой), зарисовать их и вместе ждать вечера, чтобы увидеться с новыми знакомыми.

Кстати, чтобы далеко не ходить, вы действительно можете взять за основу передачу «Спокойной ночи, малыши». Ее небольшая продолжительность, постоянные герои, повторяющийся сюжет, песни — как ничто другое подойдут ребенку с ЗРР.

Иными словами, передача (мультфильм), выбранная вами для ребенка, должна соответствовать вышеперечисленным критериям для того, чтобы малыш из нее смог действительно что-то для себя вынести. Однако, важно ваше постоянное присутствие при просмотре. Вы должны стать посредником между ребенком и телевизором, чтобы общение с последним из виртуального превратилось в реальное, видимое, ощутимое.

Поэтому так важно для вас перед совместным просмотром быть во всеоружии: знать тексты песен, героев передачи (многосерийного мультфильма) и т. д., тем чтобы подсказывать ребенку ответы на вопросы, текст песен, необходимые движения и тем самым способствовать взаимодействию ребенка с героями интерактивной сказки.

Итак, чтобы просмотр мультфильмов способствовал развитию познавательной активности и речи ребенка, важно соблюдать определенные правила.

Основные правила просмотра мультфильмов:

  1. Выбирайте мультфильмы и передачи, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
  2. Организуйте только коллективный просмотр (с родителем),с близкими людьми в одно и то же время.
  3. Передача или мультфильм должны носить серийный характер, чтобы малыш привык к героям, а последние заслужили у него авторитет.
  4. Передачи и мультфильмы не должны быть длинными по времени и занимать у вас и ребенка более 15—20 минут времени.
  5. Используйте время, проведенное за просмотром мультфильмов, по максимуму. Комментируйте все, что происходит на экране. Разучивайте тексты песен, фразовые штампы, комментируйте и разбирайте последовательность действий героев, их поступки, сам сюжет мультфильмов.
  6. После просмотра передачи или мультфильма выясните симпатии ребенка и предложите устроить театрализованное представление с участием крохи в роли симпатичного для него героя (Красная Шапочка, Серый Волк, Маша-растеряша, Хрюша, Степашка).
  7. Разучивайте речевые штампы любимых героев и начинайте их использовать в повседневной жизни. Причем разучивать придется не только и не столько ребенку, сколько вам, родителю, чтобы использовать яркие психологические «якорьки» в ваших дальнейших занятиях с ребенком. Например, герои любимой передачи, пытаясь выяснить правильный ответ на вопрос, часто задают зрителям один и тот же вопрос, сопровождаемый серией иллюстраций: «Это лес?», «А это лес?», «А вот это лес?». На манер главного героя знакомого ребенку мультфильма, копируя даже его интонацию голосом и указывая пальцами по сторонам, вы можете проводить опрос ребенка, например, находясь на прогулке. Услышав знакомую по любимому мультику интонацию, малыш непременно примкнет к вашей игре.
  8. Выбирайте те мультфильмы, которые требуют участия маленького зрителя. Например, герои постоянно просят помочь им принять решение, выполнить ряд действий по образцу и другое.
  9. Закрепите положительный эффект просмотра мультфильма. Просите ребенка поиграть «в любимый мультик» после его окончания: придумывайте аналогичные задания, давая их ребенку в роли героя мультфильма, при этом следите за схожестью персонажей, имитируйте голос, поведение, манеры героя, чтобы ребенок вам поверил и включился в игру.
  10. Если ребенок разучил песню из мультфильма, обязательно попросите ее инсценировать, чтобы проверить понимание ребенком текста. Попросите малыша, например, показать, как «кузнечик пиликает на скрипке» (песня «Улыбка»), пусть малыш изобразит движения кузнечика-скрипача и т.д.
  11. Когда ваш малыш овладеет минимальным словарным запасом (в это время очень важно стимулировать ребенка к повторению речи взрослого), попробуйте организовать совместный просмотр любимого мультика, лишенного звуковой дорожки. Вы можете намеренно выключать звук, показывая ребенку известный мультфильм. Серия мультфильма должна быть ребенку знакома, а действия сменять одно другое плавно. Малыш должен будет повторять за вами (а позднее — самостоятельно воспроизводить) текст, комментирующий происходящее на экране. Фразы, которые будет повторять за вами ребенок, должны быть короткими и первое время содержать преимущественно только существительные и глаголы-действия.
  12. Используйте полюбившихся ребенку героев в качестве приманки для внимания ребенка при выборе сюжета для рисования, объекта лепки, раскрашивания и т. д. Покупайте пазлы с картинками из полюбившихся мультипликационных фильмов и, конечно, плавно переходите на книги, чтобы узнать о продолжении приключений любимых героев.

 

Желаем успехов в развитии познавательной активности и речи вашего малыша!

Литература:

Реуцкая О.А./Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Ре­уцкая. — Ростов н/Д : Феникс, 2013. — 155с.

2 комментария

  1. Cialis is better compare to other medicine for impotence treatment drugs.

  2. Cuando mueves una mano lo haces a petición de tu cerebro, igual que cuando andas, corres, hablas, espías, y todas esas cosas que hacemos a diario. Los expertos creen que en momentos de estrés, la actividad en las secciones menos esenciales del cerebro, incluso en aquellas que controlan la excitación, comienza a disminuir.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *