Главная - Консультирует педагог-психолог - Коррекция поведения гиперактивного ребенка

Коррекция поведения гиперактивного ребенка

Данная программа рассчитана на помощь родителям детей с СДВГ и предлагает ряд последовательных этапов. Каждый этап содержит важный материал для усвоения и практического применения. На каждом этапе необходимо останавливаться столько времени, сколько нужно для получения положительных результатов вам и вашему ребенку (примерно 2 недели) и только потом, переходить к следующему этапу. На каждом последующем этапе необходимо применять навыки, полученные на предыдущем этапе. Для достижения желаемых результатов важно обязательно выполнять предложенные задания, записывать свои действия, а также замечать ваши собственные успехи и успехи ребенка. Постепенно вы станете обнаруживать перемены в вашей ситуации с ребенком, даже если вначале она казалась безнадежной.

II ЭТАП

УСТАНОВИТЕ МИР И СОТРУДНИЧЕСТВО НА ФОНЕ ПОХВАЛ

Безусловным фактором улучшения ситуации является создание позитивной модели отношения к ребенку. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказаниям, но легко отвечают на малейшую похвалу.

Сначала попробуйте рассмотреть черты личности ребенка в позитивном направлении. Это поднимает самооценку и стремление к сотрудничеству со взрослыми.

Позитивное ориентирование

НЕГАТИВНО

ПОЗИТИВНО

Гиперактивный

Импульсивный

Нетерпеливый

Легко отвлекаемый

Неконцентрированный

Не умение сконцентрироваться на длительное время при выполнении интеллектуальных задач

Эгоистичный

Интенсивный, энергичный

Спонтанный, смелый, креативный, имеющий много идей

Любопытный, заинтересованный

Внимательный ко всему происходящему вокруг

Ассоциативное мышление

Конкретный способ обучения. Высокая концентрация при интересных для него занятий.

Индивидуалист. Идет по своему собственному пути. Руководитель.

Весь 2-й этап связан с использованием правильного внимания и похвал, благодаря чему вы сделаете так, что ребенок начнет выполнять ваши просьбы и не мешать вам, когда вы заняты. Вся работа основывается на том факте, что ваше внимание приобретает новую ценность, поэтому убедитесь, что научились его оказывать на 1-м этапе.

  • Пересмотрите свой журнал «специального времени». Есть ли в нем записи о каком-либо улучшении в последовательности и легкости, с которыми вы оказываете внимание и одновременно соблюдаете правило «никаких указаний, никаких замечаний»? Важно, чтобы ребенок получал внимание, даже если он этого не признает.
  • Если вы сомневаетесь, проверьте ваши записи о поведении ребенка в специальное время за всю неделю: готов ли ребенок проводить время совместно с вами? Уменьшилось ли к концу недели количество нарушений поведения по сравнению с началом? Если да, то это, конечно же, признаки того, что ребенок заметил ваше внимание и снова начал ценить его.
  • Изменилось ли что-нибудь вне специального времени? Начал ли ребенок искать вашего общества? Насколько чаще вы стали обниматься, чем обмениваться хмурыми взглядами? Одним из самых «быстрых» результатов позитивного внимания является восстановление доверия, теплых, искренних отношений. Не забывайте: что посеешь, то и пожнешь.

Иногда лучшим показателем успешного завершения 1-го этапа является ваше чувство. Помните, что на данной стадии признание ребенком вашего внимания не имеет решающего значения. Важно, чтобы вы научились видеть в своем ребенке позитивное. Верным признаком служит возросшее удивление: вы подмечаете восхитительные черты ребенка, узнаете о нем удивительные новые вещи, хотите почаще бывать с ним вместе.

Итак, не забывайте выделять специальное время 3-4 раза в неделю. Ниже перечислено все, что вам придется выполнить на 2-м этапе:

  1. Работайте над повышением покладистости ребенка, используя три основные техники:

а) всякий раз, когда ребенок подчиняется вашим требованиям, обращайте на это внимание и хвалите его; желательно, чтобы похвала носила как вербальный (словами), так и невербальный (обнять, поцеловать, погладить по голове) характер.
б) организуйте очень короткие «сессии тренинга», во время которых вы будете просить ребенка о чем-либо простом («Дай мне, пожалуйста, карандаш»), чтобы ребенок ощутил легкость повиновения; также можно повысить самоуважение ребенка, заручившись его помощью в различных ситуациях: помочь найти определенные продукты в супермаркете, исполнить роль штурмана при поездках на автомобиле.
в) научитесь отдавать более эффективные распоряжения. (Это позволяет испытать собственные навыки внимания на себе!)

  1. Если вам нужно, чтобы ребенок что-то сделал, побуждайте его вести себя менее деструктивно, предлагая ему внимание и похвалу.
  2. Не позволяйте неповиновению испортить ребенку жизнь; возьмите себе за правило проверять его поведение дома и вне его.

Воспитание подчинения. Ловите моменты, когда ребенок ведет себя хорошо.

На 1-м этапе вы увидели, как нравятся вашему ребенку похвалы и внимание, когда у вас есть время для игр с ним. Теперь у вас появилась возможность увидеть, как это сказывается на подчинении. Ключ к данной технике — быстрота; ваше внимание зафиксируется в сознании ребенка лучше, если вы будете реагировать немедленно. Первое, чему вам следует научиться на этой неделе, обращать пристальное внимание на каждый случай, когда ребенок выполняет ваши просьбы:

На этой неделе каждый раз, когда вы будете давать ребенку ту или иную просьбу: «Почисти зубы», «Сделай уроки» – не возвращайтесь, как это бывает обычно, к своим делам, а оставайтесь с ребенком, но наблюдайте за ним без напряжения, переживаний и волнений. Если ребенок начинает повиноваться, сразу отметьте: «Я так люблю, когда ты делаешь то, о чем я прошу», «Посмотри, какая ты умница…», «Спасибо за…» Это лишь несколько примеров того, что можно сказать для использования позитивного внимания в целях подкрепления подчинения. При крайней необходимости вы можете ненадолго выйти из комнаты, но всегда обязательно надо возвратиться к моменту выполнения задания.

Хвалите ребенка столько времени, сколько тот будет заниматься вашим поручением.

  • В течение недели следуйте этим инструкциям буквально при каждом вашем распоряжении.
  • Отмечайте, какие просьбы ребенок выполняет не всегда, выберите из них 2-3 и на следующей неделе постарайтесь уделить их выполнению особое внимание.
  • Увидев, что ребенок ведет себя хорошо без всяких напоминаний, добавляйте к похвалам небольшую награду, например, маленькую игрушку, любимое лакомство или дополнительную привилегию.

Бывает, что даже непослушные дети ведут себя хорошо без всякого принуждения. Один из отцов был потрясен, увидев, как его 5-летний сын, которого только что похвалили за помощь с бельем, оставшуюся неделю убирал все белье. Выполнение бытовых правил, без напоминания и добровольно – именно то, к чему вы стремитесь. Поэтому важно, чтобы вы не позволили этим успехам остаться незамеченными.

Вторая техника для использования на данной неделе заключается в составлении расписания для «отработки сотрудничества».

  1. Выберите, как минимум, 2-3 временных промежутка в день, когда ваш ребенок не занят и не слишком поглощен развлечениями, прерывание которых вывело бы его из себя. Для маленького ребенка с предсказуемым распорядком дня это время может быть фиксированным, для ребенка постарше вам придется находить возможности для отработки сотрудничества.
  2. Затем перейдите к сериям из 5-6 просьб, выполнить которые можно за 3-5 минут. Просьбы должны быть крайне простыми и легко выполнимыми: «Дай мне, пожалуйста, ту книгу»; «Мне нужен вон тот карандаш, ты дотянешься?»; «Задерни, пожалуйста, занавеску»; «Выключи лампу» и т. д. Каждая просьба должна требовать от ребенка лишь очень непродолжительного, минимального усилия.
  3. По мере того, как ребенок будет выполнять каждую просьбу, хвалите его так же, как за выполнение любых других требований в течение дня.
  • Самых маленьких детей можно награждать чем-нибудь вкусным.
  • Для детей постарше достаточно вербального или невербального одобрения.

Формулировки просьб должны быть совершенными!

Иногда изменением манеры высказывания просьб удается чрезвычайно улучшить реакцию ребенка:

  1. Убедитесь, что знаете, о чем говорите. Многие родители встречают этот совет негодованием или сарказмом: «Неужели вы думаете, что я стану предъявлять необязательные требования к ребенку, который вообще не слушается?» Но если одни родители непослушных детей настолько падают духом, что просто-напросто опускают руки – перестают обращать внимание и вообще о чем-либо просить, то у других вырабатывается привычка предъявлять слишком много требований.

Необходимо остановиться и подумать о действительной значимости просьбы до того, как она прозвучит. Должен ли ребенок выполнить что-либо прямо сейчас? Является ли это дело первоочередным? И что самое главное, готовы ли вы быть рядом и следить за выполнением? Если на какой-то вопрос вы ответите отрицательно, не говорите ничего. Отложите дело или вообще забудьте о нем. Если ответ положительный, приготовьтесь настоять на своем, оперируя и позитивными и негативными последствиями. Со временем, по мере того, как ребенок начнет понимать, что вы имеете в виду именно то, о чем говорите, он станет более покладистым.

  1. Говорите, а не просите. Излагайте требования в форме простого утверждения.
  2. Говорите проще. Если просьба сложна или их несколько, то это запутывает почти всех детей, особенно маленьких. Обычная реакция на подобную путаницу – не подчиняться ничему. Придерживайтесь одной просьбы за раз, даже если вам нужно, чтобы ребенок выполнил несколько заданий.
  3. Убедитесь, что вас слышат. Не прибегая к контакту глаз, вы не можете гарантировать, что ребенок вас выслушал. Многие из нас поддаются соблазну крикнуть из другой комнаты или продолжать заниматься своим делом, не следя за выполнением задания.
  4. Избавьтесь от отвлекающих факторов. Еще один способ гарантировать внимание ребенка заключается в том, чтобы устранить отвлекающие факторы: ТВ, музыку, видеоигры и т.д.
  5. Убедитесь, что вас поняли. Если вы думаете, что ребенок вас не услышал и не понял, чего вы хотите (смотрит на вас немигающим взором, у него рассеянное выражение лица, он не отвечает или не смотрит нам в глаза), попросите его повторить вашу просьбу.
  6. Повторяйте одну и туже просьбу не более трех раз. В третий раз поставьте ребенка в ситуацию выбора: или он выполняет вашу просьбу или будет наказан.

Два полезных инструмента:

Пользуйтесь таймером. Любое напоминание ребенку о том, что «время – деньги», поможет ему взяться за дело, поэтому, очень полезно сказать ребенку, сколько у него времени на выполнение задания, и затем установить на это время таймер. Конечно, в этом случае необходим контроль выполнения. Вы решаете, что заработает ребенок, выполнив задание в срок или каким будет штраф, если этого не произойдет.

Заведите рабочие карточки. Детям школьного возраста, чтобы читать или регулярно выполнять домашние обязанности и другие поручения, рабочие карточки помогают оставаться при деле и предотвращают любые споры о том, например, что вы имели ввиду, когда поручили «прибраться после обеда в кухне». Просто записывайте в них по порядку шаги, необходимые для выполнения работы. Ребенок, выполняя задание, будет держать карточку при себе как памятку.

Образец рабочей карточки

  1. Вытереть стол. 5 минут.
  2. Очистить тарелки. 5 минут.
  3. Выбросить объедки. 5 минут.
  4. Вымыть посуду. 5 минут.

Награда за выполнение: просмотр ТВ в течение получаса.

Награда за выполнение за 20 минут: просмотр ТВ в течение часа.

Осведомленность о проступках ребенка.

По данным исследований, поведение непослушных детей ухудшается во всех отношениях, если родителям не удается контролировать ребенка. Это означает, что ребенок заслуживает вашего внимания не только в случаях, когда вы добиваетесь от него подчинения или спокойствия и тишины. Необходимо помнить, что конфликты и противоречия возникают не только между вами и ребенком (что вполне естественно, так как вы предъявляете к нему наибольшее количество требований), но и у окружающих могут быть претензии к вашему ребенку.

Если друзья и соседи, братья и сестры, одноклассники, а также другие взрослые не проявят готовности и способности подчиняться любому желанию вашего ребенка, то беда может разразиться в любом месте и в любое время. Поэтому ваша задача — не отказываться от контактов с ребенком один на один. В течение дня вам следует периодически отвлекаться от дел и проверять, чем занят ребенок, когда он находится вне поля вашего зрения. Если вы заглянете в комнату старших детей и похвалите своего непослушного ребенка за то, что они так дружно играют, то сможете увеличить промежуток времени, на протяжении которого тот в состоянии ладить с другими. То же самое относится к играм вне дома. Хотя сначала это может показаться обременительным, на самом деле на это уходит не очень много времени. Труднее всего не забывать делать это регулярно. И здесь вам снова пригодится таймер или будильник, который будет напоминать вам о деле через постоянные временные интервалы.

  • Даже пользуясь таймером, не пытайтесь сделать мониторинг чересчур предсказуемым. Ребенок быстро научится принимать невинный вид в нужный момент, если поймет, что в этот момент от него ждут именно этого.
  • Если в ходе проверки вы застигнете ребенка за какой-то провинностью, быстро примите ваши обычные дисциплинирующие меры.
  • Пожалуйста, не пренебрегайте этой частью 2-го этапа!
Джос Ю.С. Депутат И.С. Иорданова Ю.А.
Коррекция поведения гиперактивного ребенка: Методические рекомендации
Архангельск: Поморский университет, 2010. – 62 с

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *