Главная - Методическая деятельность - Областной семинар-практикум «Обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: опыт, проблемы, перспективы»

Областной семинар-практикум «Обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: опыт, проблемы, перспективы»

29 марта 2019 года ГУО «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» совместно с ГУСО «Специальный детский сад № 45   г. Барановичи» провели областной семинар-практикум для учителей-дефектологов специальных (интегрированных) групп «Обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: опыт, проблемы, перспективы».

Знакомство с опытом работы учреждения началось еще с начала работы выставки «Детство — время открытий», где были представлены дидактические пособия, игры, игрушки для развития познавательной активности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью; стендовая презентация проектной деятельности государственного учреждения специального образования «Специальный детский сад № 45 г. Барановичи». На слайд-шоу «Вместе мы — единое целое» можно было увидеть материалы, касающиеся условий, форм и методов коррекционно-образовательной и воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях специального детского сада. Елена Алексеевна Журба, заведующая ГУСО «Специальный детский сад № 45 г. Барановичи, представила присутствующих и пожелала всем плодотворной работы семинара-практикума.

С приветственным словом выступила Дорошук Ольга Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», отметив принципиальную значимость и актуальность заявленной темы на областном уровне. Со стороны представителей управления по образованию Барановичского горисполкома присутствовала Соколова Ольга Анатольевна, методист государственного учебно-методического учреждения «Учебно-методический кабинет г. Барановичи», рассказав о направлениях работы сети структур учреждений специального образования в городе Барановичи.

В работе семинара-практикума приняли участие представители всех районных центров Брестской области, в том числе и учитель-дефектолог из ГУО «Кобринский детский дом». В числе присутствующих также были: Бусько Галина Ивановна — директор ГУСО «ЦКРОиР г.Барановичи», Купцова Марина Георгиевна — директор ГУО «Средняя школа №13 г.Барановичи», Марковская Любовь Александровна и Кушнерук Ольга Валерьевна – учителя-дефектологи ГУО «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Важным гостем была и Грищенкова Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры «Дефектология» государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Музыкальное приветствие участников семинара-практикума «Детские улыбки творят чудеса» представили педагоги и воспитанники ГУСО «Специальный детский сад № 45   г. Барановичи», продемонстрировав свои творческие способности и таланты в дружеской атмосфере.

Семинар-практикум акцентировал внимание педагогов на коррекционно-образовательный компонент и был ориентирован на практическое применение знаний методики при подготовке занятий педагогами. Так, о инновационной деятельности и качестве образовательного процесса, формах взаимодействия с родителями в условиях специального детского сада рассказала Журба Елена Алексеевна, заведующая государственного учреждения специального образования «Специальный детский сад № 45 г. Барановичи». Научное обоснование особенностей логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью представила Грищенкова Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры «Дефектология» государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Для изучения опыта работы специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в Брестской области и определения проблемного поля в организации воспитания и обучения данной категории детей, специалисты ГУО «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» предварительно разработали опросные листы, которые были в последующем заполнены учителями-дефектологами области и обработаны. На основании изученных материалов, в формате открытого диалога обсуждались пути решения имеющихся трудностей. Так, для решения одной из проблем, материально-технической несостоятельности в организации развивающей среды, специалистами были представлены игры и пособия, изготовленные собственными руками. Все педагоги привезли что-то свое и презентовали пособия, которые изготовлены с учетом специфики работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность. Специалистам, испытывающим трудности в качественной диагностике детей с интеллектуальной недостаточностью был предложен информационно-методический вестник «Консультант» Брестского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, изданный в сентябре 2017 года, «В помощь учителю-дефектологу: карты углубленного обследования детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении, тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями».

Вместе с тем, специфические трудности в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью требуют дальнейшего обсуждения и методического сопровождения. Так, были обозначены векторы работы областных и районных мероприятий по данному направлению деятельности, которые будут предложены для внесения наиболее актуальных из них в план работы.

Возможность увидеть организованную адаптивную образовательную среду ГУСО «Специальный детский сад № 45 г. Барановичи и познакомиться с коллегами была у всех присутствующих педагогов в ходе экскурсии по учреждению.

В практической части семинара, участники разделились на подгруппы, в которых Журба Елена Алексеевна и Шелухо Алла Владимировна заместитель заведующего по основной деятельности более подробно остановились на методической части наполнения коррекционных занятий с   детьми.  Были продемонстрированы и прокомментированы видеозаписи занятий по пространственно-временной ориентировке в старшей группе №2 (учитель-дефектолог: Сакуть А.Н., 1 квалификационная категория) и занятие по социально-эмоциональному развитию в старшей группе № 4 (учитель-дефектолог: Паничева Т.В., 1 квалификационная категория). Коуч-сессия «Принципы, определяющие методику проведения коррекционного занятия с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» и контент-анализ «Использование методов и приёмов работы, форм организации деятельности детей на каждом этапе коррекционного занятия» позволили педагогам самим проанализировать просмотренное занятие по предложенным критериям. Привлекая к непосредственному участию всех педагогов в принятии решений работы секций, были определены общие планы подготовки коррекционной деятельности учителя-дефектолога, позволяющие достигать оптимальных результатов в процессе работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а также необходимость использования средств и приемов, определяющих методику проведения коррекционных занятий.

На этапе рефлексии, которую провела Алла Владимировна, многие педагоги высказали свою благодарность всем организаторам и выступающим педагогам и отметили значимость проведения такого рода встреч, а также выразили готовность не только применять полученные знания в своей работе, но и провести методические объединения для учителей-дефектологов дошкольных учреждений у себя в районе или городе.

Подведя итоги, Ольга Сергеевна Дорошук поблагодарила всех организаторов в лице Елены Алексеевны Журба и за оказанное содействие Ольгу Анатольевну Соколову, а также всех участников областного мероприятия за активное и живое общение в работе семинара-практикума.

Информация подготовлена специалистами ГУО «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *