Главная - Консультирует педагог-психолог - Особенности коммуникации детей с общим недоразвитием речи

Особенности коммуникации детей с общим недоразвитием речи

Понаблюдайте за своим ребенком, обратите внимание на то, как он коммуницирует с другими детьми во дворе, на детских праздниках, в детских садах.

Дети с ОНР могут столкнуться с некоторыми трудностями при общении со сверстниками:

  • ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру;
  • ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер;
  • ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно;
  • ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

В настоящее время роль коммуникации имеет огромное значение в жизни человека, особенно в жизни ребенка. Коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении представлений об окружающем мире. Через коммуникацию человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. С ее помощью люди обмениваются информацией и передают ее на протяжении многих лет. Развитие личности во многом зависит от социального окружения человека. Через взаимодействие с людьми ребенок удовлетворяет свою важнейшую потребность — потребность в общении, совершенствует и развивает когнитивные возможности такие как: память, внимание, мышление, способность рассуждать. При нарушениях речи у детей отмечаются трудности в удовлетворении и развитии данных потребностей. Установление речевой коммуникации является одним из главных условий полноценного развития ребенка. В норме в 2-3 месяца ребенок гулит (гу, агу, гы), 5-7 месяцев – появляется лепет, 8-10 месяцев – формируется понимание обращенной речи, 10-12 месяцев – говорит первые слова; от 1 года до 2-х лет ребенок использует упрощенные или звукоподражательные слова; от 2-х до 3-х лет для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов; от 3-х до 4-х лет дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и окружающих явлениях, ими активно задаются вопросы «зачем?», «почему?».

Сегодня наблюдается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи. При наличии речевых нарушений у ребенка отмечается недостаточная сформированность речевых функций (коммуникативной, познавательной, регулирующей), психических и когнитивных процессов. Любое нарушение речи влечет за собой самые серьезные последствия в развитие личности ребенка. Одним из наиболее распространенных и, в то же время, достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи. Предпосылки к общему недоразвитию речи можно отследить еще в процессе онтогенеза, на самых ранних этапах развития речи. Дети с нарушением речи отстают на этапах речевого развития по срокам и по качеству нормального развития речи.

Детям c общим недоразвитием речи, очень непросто развить когнитивные и психические процессы, контролировать свое поведение и речь, устанавливать коммуникацию и адаптироваться в социуме. Вследствие этого они испытывают огромные сложности в развитие своих речевых возможностей.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны замкнутость, резкость, застенчивость, зажатость, скованность, безразличие, повышенная чувствительность, эмоциональная возбудимость, агрессивность. Для них, также, свойственна резкая, иногда беспричинная смена настроения. Из-за своего речевого нарушения они часто не принимают себя, не уверенны в себе и своих силах; иногда могут испытывать ненависть к окружающим их людям. Такие дети могут иметь нарушения поведения. Данные специфические особенности детей с общим недоразвитием речи значительно затрудняют их адаптацию в социуме и возможность установления ими коммуникации, как со своими сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Для того чтобы у ребенка с общим недоразвитием речи не возникало проблем в установлении контакта со сверстниками и взрослыми необходима комплексная помощь специалистов: психолога, учителя-дефектолога и других. Что касается логопедической помощи, то она должна быть обращена, прежде всего, на преодоление речевого дефекта, ведь именно вследствие этого ребенок может испытывать большие затруднения в усвоении коммуникативных умений, а также на развитие моторных функций, процессов мышления ребенка. Такую работу следует направлять на включение ребенка в социальное окружение.

Рекомендации родителям детей с ОНР

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи  вашего ребенка.

В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у него желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание.

Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок является индивидуальностью.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.

Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку.

23 комментария

  1. CharlesDaype

    http://bit.do/eJvLZ — Extreme Power Belt
    Единственный аксессуар, который может уменьшить размер талии на двенадцать сантиметров
    всего за две секунды. А если носить Xtreme Power Belt регулярно,
    то можно легко избаваться от лишнег жира на животе!

  2. https://clck.ru/F7nBP — Держатель для смартфона с функцией беспроводной зарядки
    Уникальный автомобильный держатель для смартфона с беспроводной зарядкой.
    Устройство надежно крепится в салоне авто благодаря двойной фиксации.
    Автоматически заряжает смартфон, когда вы в пути.

  3. http://bit.ly/2SeAlmc — Extreme Power Belt — пояс для похудения и коррекции фигуры
    Единственный аксессуар, который может уменьшить размер талии на двенадцать сантиметров всего за две секунды.
    А если носить Xtreme Power Belt регулярно, то можно легко избаваться от лишнег жира на животе!

  4. It’s impressive that you are getting ideas from this piece of writinng as well as from
    our argument made at this place.

  5. hello there and thank you for your information – I’ve ddefinitely
    picked up something new from right here. I did however expertise some technical points
    using this website, since I experienced too reload the web site a lot of times
    prrevious to I cpuld get it to lload properly. I had been wondering
    if your web host is OK? Not that I’m complaining, but sluggish loading instances times will sometimes affect your placement in google and could damage your high
    quawlity score if advertising and marketing with Adwords.

    Well I am adding this RSS to myy e-mail and could look outt for a lot more of your respective fascinating content.

    Make sure you update this again soon.

  6. Oh my goodness! Impressive article dude! Thank you, However I am having troubles with your RSS.
    I don’t know the reason why I cannot join it.
    Is there anyone else having the same RSS issues?

    Anybody who knows the answer will you kindly respond?
    Thanks!!

  7. Hello! I could have sworn I’ve been to this site before but after
    browsing through some of the post I realized it’s new to me.

    Anyways, I’m definitely glad I found it and I’ll be bookmarking and checking back frequently!

  8. Respiración rítmica: concentrarse en su respiración mientras toma respiraciones largas y lentas puede ayudarlo a alejarse de su estrés y ansiedad para vivir el momento. En los hombres mayores, la disfunción eréctil está frecuentemente vinculada a problemas de salud subyacentes, como enfermedades del corazón o diabetes. Se da desde la adolescencia y empeora en el adulto.

  9. Mail Order Medications From Canada cheap cialis online Cheap Doxycycline Online No Prescription

  10. Wow, this piece of writing is pleasant, my younger sister is analyzing these things, so I am going to
    tell her.

  11. This site was… how do I say it? Relevant!! Finally I have
    found something that helped me. Many thanks!

  12. I loved as much as you will receive carried out
    right here. The sketch is attractive, your authored subject matter stylish.
    nonetheless, you command get got an shakiness over that you wish be delivering the following.
    unwell unquestionably come more formerly again as exactly the same nearly very often inside case you
    shield this hike.

  13. Isso é importante para que ela possa ser orientada sobre os tratamentos adequados ou até mesmo a cirurgia.

  14. I am not sure where you’re getting your information, but
    great topic. I needs to spend some time learning much more or understanding
    more. Thanks for great info I was looking for
    this information for my mission.

  15. both salad generic viagra 100mg each run cool corner generic
    viagra 100mg such conclusion finally joke online viagra highly police [url=http://viagenupi.com/#]generic viagra sales[/url] eventually resource
    generic viagra sales the information http://viagenupi.com/

  16. anyway string online viagra obviously mode anyway chip viagra generic clear support back committee viagra forth while [url=http://viatribuy.com/#]viagra online[/url] daily face generic viagra without subscription walmart virtually tackle http://viatribuy.com/

  17. Cialis cialis erections cialis maximum dosage

  18. direct repeat [url=http://cialisles.com#]cialis online pharmacy[/url] unfortunately incident
    similarly anything cialis.com proper tomorrow cialis online pharmacy next steal http://cialisles.com/

  19. TambiГ©n es muy comГєn que el hombre que sufre disfunciГіn erГ©ctil sea una persona muy autoexigente, que se presiona mucho a sГ­ mismo.

  20. how do i order viagra online order cialis mail levitra online sale

  21. can you buy cialis uk cialis dosage 40 mg dangerous buy viagra kamagra online

  22. My programmer is trying to convince me to move to .net from PHP.
    I have always disliked the idea because of the costs.
    But he’s tryiong none the less. I’ve been using WordPress on a number of websites for
    about a year and am anxious about switching to another
    platform. I have heard excellent things about blogengine.net.
    Is there a way I can transfer all my wordpress content
    into it? Any kind of help would be greatly appreciated!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *