Главная - Ранняя комплексная помощь - Рекомендации для родителей по формированию активной речи

Рекомендации для родителей по формированию активной речи

Уважаемые родители!

Если у Вас растет малыш до трех лет, а также, если Ваш ребенок имеет проблемы в речевом развитии (задержку речевого развития, моторную алалию), то эта информация для Вас. Предлагаемые упражнения и задания направлены на стимуляцию речевой и познавательной активности. Задания похожи на веселую игру и осуществляются не в учебной ситуации, а в естественном общении. Таким образом, малыш не только узнает что-то новое, но и получит удовольствие от занятий.

Приёмы развития речи и стимуляции речевой активности:

  1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от Вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьёт молоко» и т.д.
  2. Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что Вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», Вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
  3. «Провокация» или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «непонятливым». Например, если малыш показывает на полку  с  игрушками, просительно смотрит на Вас, и Вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение Вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднений подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?»  В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для назывании предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
  4. Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно
    того, что он вас слышит. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой».

Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, Вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

  1. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную
    радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует не­
    произвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно понимать их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых
    сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных
    движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга
    включается в работу, ведь он напрямую связан с руками: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

  1. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Тебе налить пол стакана молока или целый стакан?», «Ты хочешь играть с медведем или куклой?».
  2. Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики.
  3. Продуктивные виды деятельности. На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заме­няющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, эле­ментарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в интересный рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.
  4. Замещение. «Представь, что…» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гу­лять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Не меньшим успехом у ребятишек пользуются игры-представления с куклами.  Взрослые могут легко и быстро  изготовить кукол сами из разнообразного бросового материала: бумажных пакетов, природных материалов,  спичечных коробков, пустых флаконов.  Манипулируя куклой-самоделкой, ребенок обогащает свой коммуникативный и эмоциональный опыт новым содержанием. Чудесное превращение может произойти и при помощи масок, изготовленных из бумаги или кусочков ткани, декорированных бусинками, пуговицами, блестками, орнаментальными рисунками. Так развивается фантазия, конструктивные умения, малыш знакомится с полифункциональностью материалов.    Разновидностью    театрализованных    игр, которые дети с удовольствием осваивают, являются игры в переодевания. Для организации таких игры вам потребуется несколько вещей, которыми вы перестали пользоваться: платья, пиджаки, шляпки. Все, чего не хватает  для выразительности  образа,  в  минуту дорисует воображение ребенка.

  1. Ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возра­сте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действии в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в «телефон», когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может зво­нить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в «телефон» стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

Выводы:

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать; мало того, желательно, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Чтобы помочь ребенку справиться с ожидающими его сложностями, позаботьтесь о том, чтобы у него была полноценная и своевременно сформированная речь. Именно достаточный уровень речевого развития является условием успешного обучения в школе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *