Главная - Консультирует учитель-дефектолог - Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста (с трех до семи лет)

Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста (с трех до семи лет)

Юлия Владимировна Казакова, учитель-дефектолог
Любовь Александровна Марковская, учитель-дефектолог

Как известно, владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды. Хорошему владению речью нужно учиться не один год, и начинать обучение желательно как можно раньше.

Наша речь включает в себя следующие компоненты:

• Пассивный словарь (понимание речи и словарный запас);
• Активный словарь (то, что мы произносим – звуки, слова, предложения);
• Фонетико-фонематическая сторона речи (слухоречевое внимание и произношение звуков речи);
• Речевое дыхание (произношение на длительном и плавном выдохе);
• Мимическая и артикуляционная моторика (выразительность мимики и подвижность языка, губ, щёк).

Для того чтобы речь ребёнка правильно развивалась, необходимо, чтобы все компоненты речи формировались в соответствии с возрастной нормой и при взаимодействии друг с другом. Нарушение в формировании или запаздывание одного из речевых компонентов приводит к сбою в развитии остальных сторон речи.
Задержка в развитии речи или её нарушение влечет за собой целый ряд различных проблем. К ним можно отнести сложности в общении со сверстниками и взрослыми, затруднения в произнесении и различении звуков в дошкольном возрасте, а также реальные трудности в освоении грамоты в школьные годы.

Развитие активной речи (лексика, грамматика, звукопроизношение)

С рождения малыш распознаёт и отличает речь от других звуков, которые слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. На протяжении первого года активно развивается его способность понимать речь окружающих.
К трём годам словарный запас ребёнка достигает приблизительно тысячи слов. Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения. Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчинёнными предложениями: «Когда я буду большой, я тебя подниму».

Языковые возможности ребёнка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми. Трёхлетний малыш говорит окружающим о том, что ощущает, испытывает, о чём думает, может выразить своё отношение к людям — любовь, ласку, недовольство.

Развивается и произносительная сторона речи: к трём годам большинство детей правильно и чётко произносят многие звуки, хотя речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягчённость: ребёнок произносит слово «масинька» вместо «машинка».

У некоторых отсутствуют в речи шипящие звуки, звуки [р], [л], т.к. артикуляционный аппарат ещё недостаточно окреп. Все эти нарушения речи относятся к так называемым физиологическим нарушениям, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи. Однако у некоторых детей могут наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае необходимо обратиться к специалисту — учителю — дефектологу.

В каких случаях нужна консультация:

  • у ребёнка не развивается фразовая речь (предложения), в его словаре имеется только небольшой набор лепетных или искажённых слов;
  • малыш не использует речь как средство общения с окружающими — он может говорить некоторые слова, но произносить их несоответственно к предмету, объекту или ситуации;
  • вас настораживает тембр голоса ребёнка (писклявый, грубый или гнусавый);
  • малыш заикается;
  • вы замечаете нехарактерное произношение ряда звуков: во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щёки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.

Развитие правильного речевого дыхания

Одной из причин нарушения звукопроизношения является неправильное дыхание. От него во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Однако дыхательная система ребёнка ещё несовершенна, особенно у детей с речевыми нарушениями. У таких детей дыхание поверхностное, учащённое. Следует учить их дышать правильно, глубоко, плавно.

Родители, к сожалению, не всегда обращают должного внимания на особенности дыхания. При обследовании детей с речевыми нарушениями было выявлено, что больше чем у половины из них нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин 2—3 степени и др.).

При неправильном дыхании:

  • организм получает меньше кислорода;
  • изменяется голос, нарушается речь;
  • наблюдается затруднение в пережёвывании пищи;
  • притупляется обоняние;
  • искривляются зубы;
  • дети раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.

Дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и работу сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. А еще – создает основу для развития речи малышей, поскольку органы дыхания участвуют в создании звуков и слов.

Выполнять гимнастику совсем несложно, а если делать ее в форме игры, то у вас получится интересное занятие на досуге вместе с ребенком. Существует много комплексов специальных упражнений для тренировки и формирования правильного речевого выдоха (игры «Потягушки», «Ветерок», «Футболисты», «Прожорливые фрукты», «Задуй свечу», «Трубач» и т.д.). Также для формирования длительного и сильного выдоха полезно выполнять задания с использованием свистков, духовых детских инструментов.

Очень полезно выполнять следующие упражнения:

  • 5- 6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.
  • пропевать гласные звуки, мелодии детских песен без слов, а только с помощью одного и того же гласного звука;
  • повторять с ритмичными интервалами, как бы выталкивая воздух через нос, согласные звуки [б], [в], [м], [н], [т], [ж], [ш], [ф].

Развитие фонематического (слухового) восприятия у детей

Развитие правильной речи у детей дошкольного возраста обусловлено и формированием слухового восприятия. Умение слушать необходимо воспитывать. Большое значение имеют слушание музыки, прослушивание детских радиопередач. Для развития слухового восприятия можно использовать разнообразные игры и упражнения. Полезны такие игры, как «Узнай по голосу», «Эхо», поиски спрятанного предмета под тихую и громкую музыку, а также прислушивание к звукам, доносящимся со стороны. Можно предложить ребёнку помолчать, даже закрыть глаза и послушать, «о чём говорит комната, улица». Дети услышат тиканье часов, доносящиеся с улицы гудки автомобиля, голоса людей и т.д. Ещё большее богатство звуков в лесу, поле, саду.

Хорошо развитый слух обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, даёт возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным темпом, интонационно, выразительно.

Детям со сниженным слухом коррекционная помощь оказывается сурдопедагогами. Родителям при малейшем подозрении на снижение у ребёнка слуха необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи — неспособность различать их на слух. Очень важно в возрасте не позднее 3 — 4 лет определить у ребёнка состояние слуховой дифференциации акустически близких звуков и в случае необходимости принять меры (различение звуков [б]- [п], [г]- [к] и т.д.).

Развитие артикуляционной моторики у детей

Другой частой причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка, не позволяющие ему воспроизвести правильную артикуляцию некоторых звуков. Самая распространённая — неправильный прикус, т.е. неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу.

Нарушения в строении языка: слишком большой язык; слишком маленький язык; короткая уздечка языка (подъязычная связка), не позволяющая ему подниматься вверх.
Нарушения в строении мягкого и твёрдого нёба: расщелины мягкого и твёрдого нёба; слишком высокое (готическое) или низкое твёрдое нёбо.

Недостаточная подвижность артикуляционных органов (прежде всего языка и губ) также может приводить к нарушениям звукопроизношения.

Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых, равно как и их невнимание к его речи, — частые причины неправильного звукопроизношения. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, картавый [р]), то он и подражает этому образцу за неимением другого.
Для того чтобы исправить нарушения звукопроизношения или способствовать профилактике нарушений в формировании звуков речи, необходимо выполнять упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, щек). Логопедический массаж и пассивная артикуляционная гимнастика проводится специалистом (логопедом, учителем-дефектологом).

Дома с ребенком Вы можете выполнять артикуляционную гимнастику. Существует множество комплексов артикуляционной гимнастики для развития органов речевого аппарата. Родители сами могут придумать названия упражнений, либо привлечь к этому своего малыша. Можно придумывать вместе веселые истории о Язычке и его друзьях (губах, щеках).

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

  • Сначала познакомьте ребенка с основными положениями губ, языка с помощью веселых историй о Язычке;
  • Упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом;
  • Сначала упражнение необходимо повторять 2-3 раза, постепенно увеличивая количество повторений до 10-15 раз.
  • Движения должны быть точные, плавные без подергиваний;
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут.
  • Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, обязательно обратитесь к специалисту. Возможно, понадобится специальный массаж.

Рекомендации, которые помогут развивать речь ребенка и будут способствовать профилактике речевых нарушений:

  • С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребёнок нуждается в собеседнике — в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
  • Побуждайте ребёнка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте употреблять известные ему слова. Учите играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.
  • На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое слово.
  • Ваша речь, обращённая к ребёнку, должна быть правильной, эмоциональной. Чётко произносите слова и фразы, не заигрывайте с ребёнком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!
  • Ваши предложения должны быть доступны для понимания ребенком. Используйте в общении простые фразы («Смотри, троллейбус! У него рога»), не перегружайте свою речь сложными многословными предложениями, которые затруднят понимание и желание повторить предложение вслед за вами.
  • Разглядывайте с ребёнком книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам картинки, которые вы называете, и самому рассказывать о том, что на них нарисовано.
  • Пойте вместе с ребёнком простые песенки, отстукивая их ритм.
  • Помните, что ребенок развивается, играя! Желание говорить и общаться обязательно возникнет у ребенка, если вы искренне проявите заинтересованность в игре вместе со своим ребенком.

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста/О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Боровская, И.К. Учимся рассказывать и говорить правильно: учеб. наглядное пособие для педагогов учреждений, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / И.К. Боровская. — Минск: Нар. асвета, 2013.
  3. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи: о детях с рождения до шести лет / А.С. Герасимова. — М.: Айрис-Пресс, 2002.
  4. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А.И. Максаков. — М.: Просвещение, 1998.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *