Главная - Консультирует учитель-дефектолог - Тейпирование при речевых нарушениях. Что это?

Тейпирование при речевых нарушениях. Что это?

Относительно недавно появился уникальный метод — тейпирование. Что это такое?
Специальные клейкие хлопчатобумажные ленты — тейпы, которые специалист наносит на кожу лица, шеи, грудной клетки ребенка, способствуют решению очень актуальных проблем, влияющих на речевое развитие:
• полуоткрытый рот, нарушение носового дыхания и гипотонус мышц;
• гиперсаливация (слюнотечение);
• инфантильный тип глотания;
• нарушение жевания;
• затруднение произношения из-за слабого тонуса мышц губ и щек;
• тейпы осуществляют «запуск» речи при задержке речевого развития у ребенка;
• нарушение общей и мелкой моторики;
• тейпы помогают сформировать диафрагмальный тип дыхания.
Наклеенные тейпы будут «обращать внимание» головного мозга на неработающие мышцы артикуляционного аппарата, в результате чего мозг научится управлять этими мышцами и «заставит» их активно трудиться (при их гипотонусе) или расслабляться (при их гипертонусе).
Тейпы не мешают движению мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, а, наоборот, помогают мышцам речевого аппарата осуществлять правильные движения: в нужном направлении, с нужной силой, с более эффективным ожидаемым результатом.
Логопедическое тейпирование – это огромный дополнительный шанс для ребенка преодолеть его речевые проблемы.
Тейп накладывается на чистую, обезжиренную и сухую неповрежденную кожу. Через 15 минут за счет температуры тела он активизируется, фиксируется к коже и начинает свое волшебное действие. Он «дышит», под ним кожа не мокнет. Его не страшно намочить, он высохнет и будет прекрасно функционировать дальше.
Обычно тейпы накладывают на несколько дней. Затем снимают, делают небольшой перерыв и вновь накладывают. Курс тейпирования в зависимости от проблемы может занимать длительное время (от 1 сеанса до нескольких курсов по 10 сеансов) и при необходимости повторяться. Поэтому этот метод нередко сочетают с логопедическим массажем, Су-джок терапией, дыхательной и артикуляционной гимнастикой.
Основной «мишенью» для тейпирования является артикуляционная мускулатура, каков же механизм воздействия на нее?
Механизм воздействия тейпирования на речевую мускулатуру:
Эффект «раздражения рецепторов». Тейпы воздействуют на разнообразные рецепторы в мышцах (проприорецепторы) и коже, над которыми они были наклеены, таким образом, заставляя мозг обращать внимание на «отказывающиеся» работать мышцы.
Эффект «лифтинга» — тейпы приподнимают кожу, фасции паретичных мышц, за счет чего улучшается лимфоток и микроциркуляция в них – являющиеся необходимым условием для нормальной работы мышечных волокон.
Эффект «дискомфортного натяжения» — формирование при помощи тейпа непривычного расположения артикуляционных органов (нижней челюсти, губ и т.д.). Такой подход приводит к желанию ими подвигать, как бы «вернуть» их на привычное место и образовывает новый физиологичный двигательный стереотип.
Выполняет процедуру учитель-дефектолог, имеющий специализацию по тейпированию (точки, в которых крепится тейп, а также степень натяжения тейпа имеют огромное значение для достижения положительных результатов).
У детей с неврологическими патологиями при нарушении мышечной работы речевого (артикуляционного) аппарата, тейп дарит возможность менять патологический паттерн движения (англ. pattern — образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма) — схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе), а также вырабатывать автоматизированные новые навыки.
Например, у ребенка с неврологическими проблемами достаточно часто встречается приоткрытый рот, в связи с этим затруднено глотание. Результатом этого становятся слюни, вытекающие из приоткрытого рта (сами попробуйте проглотить слюну, ведь сначала для этого вам потребуется рот закрыть, а когда он открыт — практически невозможно проглотить слюну). Даже если постоянно напоминать ребенку: «закрой ротик» (при условии, что малыш понимает речь и способен его закрыть самостоятельно) максимум через пять минут ротик снова приоткрывается (налицо дисбаланс в тонусе артикуляционной мускулатуры: мышцы, выполняющие закрывание рта, просто слабее мышц, которые его открывают). «Натренировать» можно любую мышцу. Однако, каждую минуту напоминать «закрой рот» на протяжении всего дня, неделями и месяцами …. нет ни времени, ни терпения. Правильно наклеенный тейп будет работать вместо Ваших напоминаний.
Тейп помогает активизировать проприорецепторы в тканях над артикуляционной мускулатурой и, заменяя фразу «закрой рот», наклеенный тейп неустанно «напоминает» головному мозгу, что необходимо прикрыть рот.
Кроме открытого рта у детей с неврологией встречается гиперсаливация (выраженное слюнотечение), которое связано с избыточным образованием слюны. Решение данной проблемы также под силу тейпированию, оно научит ребенка с ней справляться. У взрослого человека за сутки вырабатывается от 0,5 до двух литров слюны. Стоит отметить, что при этом человек не «истекает слюнями». Так куда же они пропадают? Мы их просто глотаем, причем происходит это автоматически, человек даже не замечает этого. Значит, второе, что необходимо сделать – это научить малыша автоматизированному глотанию. В таком случае, даже избыточное количество слюны он сможет глотать. Тейпы специальным образом наклеиваются ребенку на шею, в том числе и в проекции подъязычной кости, к которой прикреплены мышцы, используемые в актах глотания. Такой прием вызывает автоматический рефлекс сглатывания и все время, пока наклеен тейп, ребенок периодически будет сглатывать слюни — то есть тренировать участвующие в глотании мышцы.
Если малыш не умеет воспроизводить губные звуки (такие, как В, Б, П, М, Ф и др.) из-за нарушений иннервации круговой мышцы рта, также можно использовать тейпирование. Оно приносит положительные результаты при гипотонии круговой мышцы рта — то есть оно необходимо не всем деткам с нарушением дикции, а только тем, у кого специалист выявил при осмотре снижении тонуса — слабость данной мышцы. Эластичное, легкое стягивание тейпами окологубной области приводит к раздражению проприорецепторов круговой мышцы и малыш непроизвольно начинает шевелить губами, а именно тренировать круговую ослабленную мышцу рта — и таким образом учится управлять своими губами. Как результат, восстанавливается связь кора — круговая мышца рта.

Учитель-дефектолог Кушнерук О.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *