Главная - Консультирует учитель-дефектолог - Что делать родителям, если у ребёнка возникли проблемы с приёмом пищи?

Что делать родителям, если у ребёнка возникли проблемы с приёмом пищи?

Кушнерук О.В.,

учитель-дефектолог ОЦКРОиР

Прием пищи является центральным действием в жизни человека. Это многоаспектный процесс, который наряду с процессом еды включает в себя общение, а также получение удовольствия. Однако для некоторых детей с особенностями психофизического развития прием пищи означает боль, неприятные ощущения и в большей степени стресс, чем радость. Поэтому специалисты и родители с целью облегчения процесса приема пищи такими детьми должны выполнять специальные рекомендации.

Профилактика и преодоление гипер/гипочувствительности рото-лицевой области

Гиперчувствительность ротолицевой области. Рот наряду с кожей является первым органом, посредством которого ребенок познает и ощущает мир. Ребенок в самом начале своей жизни посредством рефлексов (если они правильно сформированы) регистрирует изменения вкуса, температуры и запаха, а также реагирует при помощи оральных защитных движений. Примером негативных защитных реакций, связанных с гиперчувствительностью являются: рвота, захлебывание.

Упражнения для снятия гиперчувствительности

Упражнение следует проводить посредством направленного, интенсивного нажатия в области рта и сообщения тем самым однозначной информации. Нажатие должно быть сильным, быстрым и равномерным. В случае обильного слюнотечения не следует постоянно вытирать рот (такие движения сообщают неточную и рассеянную информацию), слюну следует промакивать интенсивным нажатием. Вначале ребенок должен собственной рукой ощутить свою ротовую полость и все свое лицо (пальцы в рот, дотронуться до губ, зубов и т.д.), иногда взрослому необходимо двигать руку ребенка. Кроме нажатия можно использовать массаж. Его следует проводить круговыми равномерными движениями в области щек и вокруг рта. Массаж можно делать при помощи зубной щетки: круговые движения от десен к зубам (от красного к белому), при этом время от времени следует выдерживать паузу для глотания. При работе с гиперчувствительностью нужно применять различные материалы, разные температуры и вкусовые направления. Шоколад, масло, лимон, соль, сахар и другие продукты следует подносить к губам, класть на язык и за щеки и следить за реакцией ребенка. Со временем защитные реакции должны исчезнуть. Варенье или шоколадную пасту можно размазать вокруг рта и затем попросить ребенка облизывать их. Упражнения для снятия гиперчувствительности необходимо проводить ежедневно, по возможности перед каждым приемом пищи, на протяжении 10 мин. Эта работа требует большой чуткости и понимания, ребенок не должен испытывать слишком больших или, наоборот, слишком малых нагрузок.

Гипочувствительность ротолицевой области

Иногда у детей наблюдается пониженная чувствительность полости рта и околоротовой области. Они не проявляют однозначной реакции при прикасаниях к их губам, языку, деснам или небу. В этом случае раздражители должны быть очень интенсивными, такие дети нередко сами пытаются получить информацию, беря в рот острые, шершавые или холодные предметы. Рвотная реакция при гипочувствительности, как правило, снижена, поэтому часто возникает риск поперхнуться.

Упражнения для снятия гипочувствительности

Дети с пониженной чувствительностью нуждаются в большем стимулировании, которое может выражаться, например, в более крупных кусках пищи или в игрушках, изготовленных из различных материалов и имеющих различную поверхность и фактуру. При этом они не должны быть слишком маленькими, иначе ребенок может их проглотить или подавиться.

Организация процесса кормления, кормление при помощи ложки

Для кормления ребёнка используется чайная ложечка. Нельзя использовать пластмассовую ложку, так как у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата часто наблюдается повышенный кусательный рефлекс и в результате он может пораниться.

Способы кормления с ложки

  • оказывая давление ложкой на язык, при этом необходимо постоянно следить за тем, чтобы ничего не препятствовало проходу пищи во рту (давление ложкой на язык способствует изменению его формы, он становится более плоским, боковые края подгибаются вверх);
  • голова запрокидывается и двигается с открытым ртом навстречу располагаемой соответствующим образом ложке.

Кормление с помощью давления ложкой на язык

Человек, принимающий пищу, должен занимать наиболее удобное положение. Необходимо наполовину наполнить ложку и поднести ко рту ребенка. Он должен увидеть ложку, чтобы правильно отреагировать на нее. Можно также подать какой-либо знак, например, дотронуться ложкой до подбородка, верхней или нижней губы. Важно придерживаться оговоренных условий, чтобы ребенок знал, что именно этот знак является требованием открыть рот. Открывать рот он должен самостоятельно. Ложка осторожно вводится в ротовую полость и придавливается к языку (не следует действовать слишком робко). Если при этом не последует движения челюсти и нижней губы в направлении закрытия рта, нужно помочь ребенку, взяв его за челюсть. Для этого используется специальный прием, когда взрослый кладет свою левую руку (это касается правшей) на левое плечо ребенка, заводя ее ему через спину. При этом левый указательный палец нужно положить на верхнюю губу параллельно рту, а левый средний палец – под нижнюю губу, большой палец лежит на щеке в направлении уха. Таким образом можно контролировать закрытие рта и запрокидывание головы, а также следить за тем, чтобы ребенок не подавился.

Технике выполнения данного приема необходимо специально обучаться, взрослым настоятельно рекомендуется перед его применением опробовать его друг на друге. Если кормление ребенка осуществляется спереди, то иногда также необходимо оказывать поддерживающее воздействие на грудину. Поддерживать следует свободной рукой – боковой стороной ладони или предплечьем. Когда рот закрывается, нужно вынуть ложку, двигая ее в горизонтальном направлении. Если это не получается (вследствие кусательного рефлекса), следует кратковременно ослабить давление ложки на язык, а затем снова надавить, рот при этом, как правило, открывается. В некоторых случаях необходимо несколько раз повторить эту операцию. Так как губы остаются сомкнутыми, ложка при вынимании изо рта полностью очистится. Если ложка зажата между зубами, это может вызвать сосательный или кусательный рефлекс. Кроме того, закусывание ложки может быть неприятным для ребенка. Не следует растягивать по времени прием пищи, процесс должен занимать не более 45 минут.

Кормление с помощью запрокидывания головы

Ребенок сидит в удобной позе, его внимание направлено на пищу, взгляд фиксируется на ложке. Желательно, чтобы он сам открывал рот. Если этого не происходит, необходимо прикоснуться ложкой к подбородку, верхней или нижней губе. Держать ложку следует таким образом, чтобы ребенок подтягивался к ней. Доставать ложку нужно слегка под углом. При этом возникает ситуация, когда вместо того, чтобы сократить мышцы шеи, ребенок их вытягивает, делая легкое движение головой вниз. Это облегчает также закрывание рта. Следует подождать, пока пища будет проглочена. Чтобы увеличить стимуляцию верхней губы, можно задержать ложку возле нее подольше или держать ее между губами под углом, чтобы ребенок мог сам взять пищу (или хотя бы попытался это сделать). Рекомендуется включать в работу руки ребенка. Он может брать в них пищу или, держась за ложку, двигать руками вслед за руками взрослого. В крайнем случае руки ребенка должны спокойно лежать на столе или коленях.

Полезно чтобы ребенок во время перехода на новый способ кормления был в спокойном окружении, т.е. чтобы ему ничего не мешало и ничто не отвлекало. Со временем, когда процесс приема пищи дойдет до автоматизма, следует целенаправленно вводить кратковременные помехи. Перестройка на новый способ кормления может длиться неделями, прежде чем появятся первые успехи. Особые усилия взрослых связаны с профилактикой и преодолением негативных реакций на кормление (рвоты, захлебывания), иначе ребенок не сможет получать необходимое количество пищи. Кроме того, важным моментом является достаточное количество времени. Лицо, которое занимается кормлением, не должно торопиться, так как спешка легко передается ребёнку и приводит к суете. На создание положительной атмосферы и радости от приема пищи влияет внешняя обстановка (красиво накрытый стол, цветок, зажженная свеча), а также внутренний положительный настрой. Следует развивать в ребенке активное участие в процессе приема пищи, например, чтобы он взглядом на тарелку показывал, что в данный момент хочет съесть, или взглядом в определенную точку — когда у него пустой рот.

Важно говорить с ребенком о еде (даже если мы думаем, что он ничего не понимает), давать ему ее трогать, нюхать, брать в руку. Необходимым условием успешного приема пищи является наличие у ребенка голода и аппетита, а также возможность получать любимое блюдо. Переход на кормление с помощью ложки требует от взрослых выполнения дополнительных рекомендаций.  Помощь ребенку во время приема пищи может быть различной и по объему и по характеру, в зависимости от степени выраженности его нарушений. При переходе на новый способ кормления важно, чтобы он не выдерживался в процессе всего приема пищи (завтрака, обеда или ужина). Обычно ни ребенок, ни взрослый не в состоянии выдержать это. Кроме того, в подобной ситуации ребенок не сможет получить достаточное количество пищи. Новый способ кормления внедряется постепенно, сначала он длится несколько минут, затем постепенно время его использования продлевается.

Прием жидкости

Способами приема жидкости являются одноразовое впрыскивание, питье при помощи трубки, питье из кружки.

Одноразовое впрыскивание

Как только рот немного приоткроется, следует влить в него небольшое количество жидкости и подождать, пока ребенок проглотит ее. После этого процесс повторить. Питье при помощи трубки используется, только если ребенок может закрывать рот. Трубка должна быть из прочной пластмассы, чтобы ее невозможно было прокусить. Кружка, в которую вставляется трубка, должна быть достаточно тяжелой. Питье из стакана/кружки с вырезом. Пластмассовая кружка имеет на верхней части вырез в форме правильного овала, так чтобы взрослый мог видеть, когда жидкость касается губ и сколько жидкости поступает в рот. Научить ребенка пить из стакана можно только тогда, когда он уже умеет сидеть. В такой позе при захвате жидкости может быть активно задействована верхняя губа. Если это невозможно, все равно следует обращать внимание на выпрямление шеи. Чем более изогнуто тело ребенка, тем ему сложнее пить. Нужно следить, чтобы ребенок не раскрывал широко рот, а лишь слегка приоткрывал, когда ему подносят стакан ко рту. Стакан подносится обычно снизу, важно, чтобы ребенок следил за ним глазами. Необходимо с небольшим нажимом прикоснуться стаканом к нижней губе по всей ее ширине, следите за тем, чтобы стакан не был прижат к зубам. Как только верхняя губа коснется жидкости, следует быстро, но плавно наклонить стакан и дать возможность попасть достаточному количеству жидкости в полость рта. Промедление нежелательно, так как может возникнуть нетерпеливость. Следует также помочь ребенку закрыть рот сразу же после того, как стакан будет убран. Ребенок не сразу овладевает техникой питья из стакана. Вероятно, в начале нижняя губа будет двигаться очень незначительно. Но даже эти движения являются признаком проявления активности и перестройки мускульной деятельности. Ведь изначально обычно наблюдается только патологическое подтягивание губы вверх. Следите, чтобы язык не попадал под край стакана, при соприкосновении с ним он должен проникнуть внутрь. Для стимуляции чувствительности иногда полезно сначала прикоснуться стаканом к верхней губе.

На первых этапах обучения взрослый тщательно дозирует количество жидкости, а также следит за паузами, чтобы ребенок мог набрать воздух, после того как сделает несколько глотков. При этом для обучения питью больше всего подходят густые напитки (или жидкая каша), так как они не так стремительно попадают в рот и верхняя губа может более интенсивно соприкасаться с ними.

Кусание и пережевывание пищи

Прием пищи является неосознанным процессом, который состоит из нескольких сложных действий. Как пища поступает в рот? Рот раскрывается настолько широко, насколько это необходимо, кусок пищи кладется на передний край языка, затем рот закрывается. Верхняя губа забирает пищу с ложки, нижняя губа осуществляет функцию опоры и участвует в процессе закрытия рта. Язык выдвигается вперед и проверяет пищу, он также помещает пищу между коренными зубами. При пережевывании язык всегда двигается вслед за пищей: в сторону, вперед, назад, вверх и вниз. Нижняя челюсть следует за языком, она двигается вперед и назад, вверх и вниз, а также в стороны. Нажим при пережевывании приспосабливается к составу пищи, тонус языка и щек повышается. Пища смачивается слюной по мере пережевывания, язык контролирует уровень размельчения пищи. Готовая к проглатыванию пища перемещается в заднюю часть рта и проглатывается, остальная пища остается в ротовой полости. Развитие умения пережевывать пищу следует начинать как можно раньше, так как пережевывание является условием успешного развития десен, челюстей, зубов, а также функций рта. Правильное пережевывание пищи препятствует интенсивному стиранию зубов. Ребенок с должен иметь возможность откусывать что-либо коренными зубами, даже если кусательная реакция недостаточно развита или не развита вовсе. Для стимулирования кусания можно использовать специальные кольца, трубки или пищу в жевательных мешках (жевательный мешок — изготовленный из марли или бинта небольшой мешочек, в который кладется различная пища).

Трубка для развития артикуляционного аппарата и обучения жеванию

Когда ребенок что-либо кусает, нужно следить за тем, чтобы откусываемый кусок не был слишком велик, так как он может подавиться. Если ребенок обучен жевательным движениям, однако они еще не доведены до автоматизма, пищу следует подавать сбоку. Иногда, если пища попадает в полость между зубами и щекой, можно подтолкнуть ее и придержать указательным пальцем на нижних зубах. Необходимо постоянно контролировать положение головы и рта, так как часто ребенок имеет склонность поворачивать голову и тем самым перемещать пищу в заднюю часть рта, где ее можно привычным движением языка прижимать к небу. Любую пищу, которую можно хорошо удерживать (макароны, картофель), нужно подавать сбоку. При этом, осуществляя контроль ротовой полости, следует действовать очень мягко и осторожно, чтобы не препятствовать жевательным движениям. При обучении жеванию следует различать пищу, которую можно размягчить и измельчить при помощи языка (кекс, булочка, пирог и т.п.), и пищу, которую можно размельчить только путем пережевывания (яблоки, мясо, морковь и т.п.). Для развития взаимосвязи между руками и ротовой полостью следует при каждом приеме пищи давать ребенку что-либо из еды в руки. Если он в состоянии самостоятельно есть при помощи рук, нужно позволять ему делать это (половина мира ест руками и получает при этом удовольствие).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *