Главная - Консультирует учитель-дефектолог - Что такое подкрепление, и как выбрать то, что подходит вашему ребенку?

Что такое подкрепление, и как выбрать то, что подходит вашему ребенку?

Положительное подкрепление является одним из основных и научно-обоснованных компонентов для обучения ребенка с аутиcтическими нарушениями любым навыкам, однако часто родители и специалисты не знают, как выбрать подходящее подкрепление.

Один из ключевых принципов прикладного поведенческого анализа -принцип подкрепления. Подкрепление можно определить как «стимул для изменений, следующий за поведением (поведенческим актом), который повышает частоту такого вида поведения в будущем в сходных условиях» (Купер, Херон & Хевард, 2007). Проще говоря, подкрепление происходит тогда, когда за поведенческим актом следует последствие, и это последствие создает условия для того, чтобы в будущем подобное поведение повторялось.

При положительном подкреплении после поведения появляется определенный стимул, и это приводит к тому, что оно в будущем повторяется. При отрицательном подкреплении стимул убирается (стимул в данном случае есть нечто, вызывающее дискомфорт), что также увеличивает частоту данного вида поведения в будущем. И позитивное, и отрицательное подкрепление увеличивают вероятность желательного поведения в будущем.
Рассмотрим следующие примеры: предположим, что конфета является подкреплением для Вани, а громкий шум ему не нравится.

— Ваня говорит «конфета» (поведенческий акт) и получает конфету (подкрепление). Мальчик с большей вероятностью будет говорить «конфета» в будущем в сходных условиях (положительное подкрепление).

—  При громком шуме он говорит: «стоп» (поведенческий акт) и громкий шум (нежелательный стимул) смолкает. В будущем ребёнок с большой вероятностью будет говорить «стоп» в сходных условиях.

Как определить подходящие ребенку подкрепления?

Ошибка состоит в том, что часто, пытаясь использовать положительное подкрепление, мы выбираем стимул, который не является для ребенка привлекательным. То, что является подкреплением для одного ребенка, не является таковым для другого, и может даже восприниматься как наказание. Если Аня любит, когда ее щекочут, щекочущие прикосновения будут подкреплять желательное поведение. Если щекотка неприятна Мише, то желательное поведение не будет подкреплено в его случае с помощью щекотки, он скорее воспримет это как наказание. Просто сказать «отлично!» может быть недостаточным положительным подкреплением, если похвала не является для того или иного ребенка ценностью.

С помощью следующих правил можно определить виды подкрепления для поддержки желательного поведения:

  1. Спросите ребенка, чего бы ему/ей хотелось. Если ребенок может говорить, то просто спросите, что ему/ей нравится. Если ребенок не умеет говорить, покажете ему/ей картинки и предложите выбрать.
  2. Узнайте у других предпочтения ребенка: спросите родителей, учителей, с чем ребенок предпочитает играть или какую еду он любит. Попросите их проранжировать предпочтения ребенка от самых любимых до самых нелюбимых.
  3. Наблюдайте: если ребенка привели в игровую комнату, с чем он/она начал играть? Наблюдая за игрушками или видами игровой деятельности, к которым тяготеет ребенок, можно составить представление о том, что будет для него/нее подкреплением.
  4. Проведите оценку предпочтений: если больше ничего не получается, вы можете провести мульти-стимульную оценку предпочтений, для чего вам нужно будет расположить перед ребенком различные виды подкреплений и дать ему/ей, выбирая по одному предмету, расположить их по привлекательности — от самых привлекательных до наименее интересных.

И последнее замечание: имейте в виду, что мотивация ребенка изменчива. Конфета может быть привлекательной для Вани, но после обеда она теряет свою ценность. Коля любит прыгать на батуте, но если он не выспался, это вряд ли активная деятельность его сильно заинтересует. Хорошо иметь в запасе ряд подкреплений разного вида (лакомства, игрушки, виды игр и взаимодействия со взрослыми), чтобы быть готовым к переменам в детской мотивации.

2 комментария

  1. seriously software [url=http://cialisles.com#]cialis with no
    prescription[/url] along memory such cabinet tadalafil effectively farm cialis with no
    prescription near log http://www.cialisles.com/

  2. send [url=https://cialsagen.com/#]online doctor prescription for viagra[/url] buy viagra
    without a doctor prescription viagra without a doctor prescription usa otherwise https://cialsagen.com/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *