Главная - Консультирует учитель-дефектолог - Что делать, если у вашего ребенка дизартрия?

Что делать, если у вашего ребенка дизартрия?

Прежде всего, запастись терпением. И настройтесь на то, что в течение продолжительного времени вы должны стать вашему малышу постоянным помощником.

Дизартрия, в зависимости от тяжести, может трудно поддаваться коррекции, потому что это врожденное нарушение иннервации речевых органов. Ребенок плохо ощущает, не контролирует движения языка, губ и очень долго не может научиться  управлять ими. Наверняка невролог обнаружил у вашего малыша еще в раннем возрасте гипертонус или, наоборот, вялость мышц и назначил массаж. Язык, губы – это тоже мышцы, и логопедический массаж детям с дизартрией необходим. Без помощи учителя-дефектолога вам не обойтись. А дома можно выполнять самомассаж языка губами, зубами, зубной щёткой.

Обязательно проконсультируйтесь у невролога. Возможно, у вашего ребенка есть сопутствующие нарушения, а вы не догадываетесь, что они связаны с дизартрией. Комплексное лечение  поможет справиться со многими проблемами.

Окружающие замечают искаженное, «смазанное» звукопроизношение у детей с дизартрией. Часто их вообще очень трудно понять, потому что они не могут четко произносить звуки в речевом потоке. Обычно такие дети долго смягчают согласные, и вы слышите в свой адрес замечания, что с ребенком нельзя «сюсюкать». Но  не всегда  виноваты родители. У детей с дизартрическими нарушениями мягкое произнесение согласных звуков получается из-за напряжения спинки языка. Только артикуляционная гимнастика поможет ребенку научиться выполнять нужные для звукопроизношения движения.

Очень важно выполнять  артикуляционные упражнения каждый день и системно. Артикуляционным мышцам, как спортсменам, требуется сначала разогреться. А этому помогают массаж и  гимнастика для язычка. И только после этой подготовки малыш  сможет повторять слоги, слова, чистоговорки, стихи и рассказы красиво.

Никогда не сравнивайте маленькие успехи вашего сына или дочки с тем, как другие дети быстро научились правильно произносить сложные звуки. Лучше почаще хвалите своего малыша, потому что его победы достаются ему очень тяжело!

При нарушениях иннервации мышц могут также страдать дыхание и голос. Тогда необходимы специальные упражнения по развитию просодической стороны речи, которые предложит учитель-дефектолог.

Если дизартрия является компонентом общего недоразвития речи и ещё, возможно, присоединяются нарушения фонематического восприятия похожих звуков, то вашему ребёнку будет ещё труднее. Когда нет рядом учителя-дефектолога, только вы можете помочь ему. Ведь для исправления звукопроизношения детям с дизартрическими нарушениями необходим постоянный самоконтроль, т. е. они никогда не должны забывать, как произносить тот или иной звук. А дошкольникам  такое часто просто не по силам. Именно из-за слабого самоконтроля процесс постановки и автоматизации звуков иногда растягивается на годы.

Чем же Вы можете помочь, чтобы у вашего ребёнка не ослабло желание заниматься и всё время следить за своей речью? Постарайтесь разнообразить ваши домашние занятия или превратите их  в  интересную игру, используйте игрушки, книги, карандаши, компьютер. Ведь игра является основной деятельностью дошкольника. И обязательно поощряйте и хвалите вашего малыша!

Предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройден успешно.

Игра «Чего не стало»

Для этой игры потребуются: шесть-семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Предложите ребенку  внимательно рассмотреть картинки (игрушки), назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

Игра «Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

Игра «Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

Игра «Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить  ошибку и исправить ее. Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук (р)» (зебра, жираф,  тигр), или «Назови  «зимнее» слово со звуком (с)» (снег, снеговик, снегурочка, санки, снегирь).

Постепенно ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук  не только в отдельных словах, но и во фразах. Игр для  закрепления звуков во фразе очень много. Вот некоторые из них, особенно нравящиеся детям.

Игра «Найди ошибку»

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Попробуйте придумать вместе с ним стихотворные варианты нелепиц.

Игра «Расскажи и покажи»

Предложите ребенку вместе с вами  рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями. Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с ребенком, превратите этот процесс в увлекательную игру. Не забывайте про основную цель ваших игр — правильное произношение звука и контролируйте, напоминайте, исправляйте! Забавные стихи с движениями — это и речевая зарядка, и физкультминутка во время игр, и веселая утренняя гимнастика, и просто забавная игра.

И еще один совет: умейте вовремя остановить игру. Очень важно не переиграть. Это как прием вкусной пищи — «Лучше НЕДО, чем ПЕРЕ!» —  золотое правило игры. Пусть ребенок уйдет от вас  с живым интересом к игре и острым желанием продолжить ее завтра.

Желаем успехов!
Информацию подготовила учитель-дефектолог ГУО «Брестский ОЦКРОиР» Л.А.Марковская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *