Главная - Консультирует учитель-дефектолог - Использование рисования в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Использование рисования в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Большинство детей с об­щим недоразвитием речи (ОНР) любят рисовать. Они охотно от­кликаются на такое предложение и с удовольствием принимаются за работу.

Важно обучать детей с ОНР нетрадиционными тех­никами рисования. На занятиях можно обучить ребят различ­ным методам рисования, умению применять их самостоятельно и творчески. Вместе с деть­ми комбини­руйте различ­ные техники исполнения. Необходи­мо, чтобы у них фор­мировалась естественная потребность в совершенствовании техники по мере того, как развивается творческая фан­тазия. Необходимо, чтобы дети не боялись приступать к рисо­ванию, были уверены в своих силах и способностях.

Нетрадиционные методы ра­боты хорошо усваиваются вос­питанниками, и спада актив­ности на занятиях обычно не наблюдается. Они успевают изучить различные способы изо­бражения: контурную живопись палочками, пером, восковую живопись, технику процарапы­вания, пластилиновое рисование, техники завитка, клубочка, спи­ральки, раздувания, монотипии, рисование по дереву, по крупе, кляксографию, технику прока­лывания и т.д.

Коррекционно-развивающий эффект от изодеятельности до­стигается с учётом особенностей детей с ОНР. Сначала они обу­чаются самым простым приёмам рисования, где используются карандаши, краски, восковые мелки, а далее выполняются более сложные работы пером, тушью, чернилами.

Помните, что любое занятие проводится в игровой форме. Вот некоторые из них: «Приключения Белочки в огороде» — по правилам дорож­ного движения; «Воздух — это жизнь!» — ребята спасают погибающую планету, очищают её от мусора (занятие по экологии с рисованием на полу мелом, сан­гиной); «Морское путешествие» — знакомятся с миром рыб и обитателями морского дна, про­буют морскую капусту, рисуют, используя уголь, цвет­ные мелки, камушки.

Анализируя опыт ра­боты с деть­ми   с   ОНР, можно вы­явить харак­терные чер­ты, которые отличают их от обычных детей — это более низкий уро­вень графического мастерства, который корректируется в те­чение более длительного време­ни. Детям с ОНР свойственно в той или иной степени недоразвитие двигательно-моторной сферы, что проявляется в неумении про­изводить точные, согласованные движения, регулировать их силу, скорость, ритм. В связи с этим обучение приёмам творческой деятельности проводится инди­видуально. У таких детей в процессе за­нятий изодеятельностью форми­руется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.

При применении креативной терапии в коррекционной ра­боте необходимо стремиться к положительным результатам, создавать благоприятные усло­вия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного. Не нужно навязывать детям процесс ри­сования, необходимо увлечь их этим видом деятельности.

Техника процарапывания.

Берём белый или тониро­ванный лист бумаги, натираем его воском (парафин твёрже), посыпаем тёртым мелом, затем мел стряхиваем и закрашиваем чёрной тушью. Когда тушь вы­сыхает, рисунок процарапываем деревянной или пластмассовой заострённой палочкой.

Техника раздувания.

 На белый, цветной или тони­рованный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом мож­но «нарисовать» деревья, цветы в вазе, салют и т.д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта.

Техника прокалывания и соединения по точкам.

Для работы необходима каль­ка. На ней дети рисуют свой рисунок или переносят на неё тот, который им нравится. За­тем кладут его на белую ткань и прокалывают дырочки по контуру рисунка иголочкой на одинаковом расстоянии. Отдель­но готовится раствор из зубного порошка и синьки в соотноше­нии 1:1. Они смешиваются с добавлением небольшого количе­ства керосина. Затем (помазком, кисточкой и т.д.) раствор или акварельная краска наносятся на кальку с дырочками, которая лежит на бумаге или дощечке. Через дырочки раствор попада­ет на поверхность, и появляется рисунок. Кальку можно исполь­зовать много раз. В дальнейшем эти изображения используются детьми для рисования пером, карандашом. Дети соединяют точки между собой, штрихуют и раскрашивают. Работа с этой техникой требует внимания, усидчивости, терпения, развива­ет мелкую мускулатуру.

Главное, мамы и папы, помните, что рисование для ребенка – это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге каракули. Дай им возможность – они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *