Главная - Ранняя комплексная помощь - Третий год жизни ребенка. Особенности и рекомендации.

Третий год жизни ребенка. Особенности и рекомендации.

«Мама просит мазелин»
«На голове холодный мокресс»
«Возьми меня, мама, к вихрахеру»
«Мама пила болерьянку»
«У зубного врача больмашина»
К. И. Чуковский.

Ваш ребенок растет. Он уже многое умеет, все более разнообраз­ными становятся его действия. Как и предметные действия, игровые действия ребенка проходят свой путь развития. В начале второго года жизни игрушка выступает в том же качестве, как и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, тянет ее в рот, то есть познает с помо­щью действий ее предметные свойства. Постепенно, на протяжении второго года жизни, дети с помощью взрослых усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать, моют посуду, словом, отражают в игре реальные жизненные явления, участниками и наблюдателями которых они являются.

Наличие различных впечатлений — необходимая предпосылка возникновения игры. Ребенок, постоянно находящийся в манеже, не знающий названия и назначения простых вещей, используемых в по­вседневной жизни, лишается основы для воссоздания ее в воображае­мой ситуации, в игре.

Еще одно условие возникновения игры — умение ребенка под­ражать действиям взрослого. На втором году жизни игровые действия совершаются только с небольшим числом игрушек, чаще всего с те­ми, которые продемонстрировал ребенку взрослый. Воображаемая ситуация, которая необходима для возникновения игры, только-только начинает быть доступной ребенку. Элементы игры в этом воз­расте переплетаются с манипуляциями, ни одно действие логически не следует из другого и не доводится до конца. Ребенок в игре еще не способен выстроить логическую цепочку действий.

Расширение жизненного опыта, взросление ребенка приводит к тому, что игра ребенка третьего года жизни становится более разно­образной и зрелой. Расширение диапазона отражаемых в игре ситуа­ций, развитие игровых навыков приводят к тому, что ребенок начина­ет заменять недостающие вещи другими или словом, начинает действовать в воображаемом плане. На третьем году жизни дети, как пра­вило, увлечены игрой, в их действиях есть определенная логика, ни одно из них не повторяется, игра строится как последовательная це­почка событий. Дети третьего года жизни подчас сами придумывают сюжет игры, активно используют замещения одних предметов други­ми. Такая игра — это важное средство познания окружающего мира, ведущая деятельность ребенка, в которой лучше всего происходит его психическое развитие: складывается образное мышление, концентри­руется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение. Малыш получает возможность проявить фантазию, испы­тать ощущение всесилия и свободы. Игра — приятная, доставляющая удовольствие ребенку деятельность. Поэтому так важно родителям серьезно относиться к играющему ребенку — если ребенок играет, он занят очень важным,и с взрослой точки зрения делом — он развива­ется и учится. Ребенку надо не только не мешать играть, но и всяче­ски помогать и стимулирвать его к этому.

Исследования показали, что игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Поэтому — учите детей играть! Прежде всего нужно заинтере­совать малыша игрой. Можно разыграть перед ним какую-нибудь не­сложную ситуацию, перевести в игровой план любимое стихотворение малыша, сказку. Важно, чтобы игра не превращалась в занятие — что­бы увлечь малыша, вы должны быть увлечены сами. Итак, задача взрослого — увлечь малыша и дать ему образцы игровых действий, из которых впоследствии разовьется самостоятельная игра. Но для того, чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужно стро­ить не только отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала следует закладывать в игру элементы планирования, перехода от одного действия к другому. Надо чтобы ребенок учился удерживать цель игры, выполнять одно действие ради другого. При этом полезно словесно обозначать окончание одного действия и начало другого, например: «Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять». Первое время ребенок играет с игрушками, имеющими внешнее сходство с реальными вещами. Через некоторое время в игру можно постепенно вводить предметы-заместители. Сделайте вид, что вы ищете на столе отсутствующий, но совершенно необходимый для игры предмет, подключите к поискам малыша. Старайтесь стимулиро­вать его речь, разговаривая с куклой, обращайтесь к ребенку, радуйтесь совместным находкам. Вначале малыш будет только подражать вам, не слишком осознавая смысл предлагаемых замещений.

Не навязывайте ему своих действий, не ругайте за непонятли­вость или неловкость. Если ребенок не понимает смысла замещения, не настаивайте, вернитесь к этой игре позже.

Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, усту­пая ему первенство в игре. Спустя некоторое время малыш не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы, потому что ребенок не всегда в состоянии сам оценить достигнутое.

Как быстрей привыкнуть к детскому саду.

Если вы решили отдать ребенка в дошкольное учреждение, осоз­найте всю серьезность этого шага и для ребенка, и для вас. Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезным стрессовым фак­тором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение роди­тельской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот пере­ход был плавным, мягким, бестравматичным.

Что же можно порекомендовать родителям, отдающим малыша в детский сад?

Не обольщайтесь радостными надеждами, что малыш легко и ра­достно будет ходить в сад каждый день, а вечерами будет встречать вас веселый и здоровый. Не стоит планировать, что вы сразу сможете рабо­тать в полную силу по плотному графику. Иллюзии на этот счет могут привести лишь к дополнительным стрессам. Нередко мама, столкнув­шись с реальностью, начинает, сознательно или неосознанно, обвинять ребенка во всех этих неприятностях и соответственно с ним себя ведет, а это усугубляет их и без того тяжелое эмоциональное состояние. Если же мама принимает возможные сложности как вполне вероятный, хоть и неприятный факт, то ее поведение будет вполне реалистично, она способна оценить ситуацию, найти из нее выход и помочь ребенку.

Заранее готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрос­лыми: посещайте с ним детские площадки и парки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей.

Ознакомьтесь с организацией периода адаптации детей в вы­бранном вами детском саду. В течение какого-то времени (иногда 1—2 недели, иногда месяц) вы можете приводить ребенка на полдня, находиться с ним и в группе, и на прогулке. Так вы поможете малышу познакомиться с новым окружением и привыкнуть к нему, исподволь понаблюдаете за ним в колективе. Предупредите воспитателя, что любит и чего не любит ваш ребенок, есть ли какие-либо противопока­зания к определенным видам пищи, предупредите, чтобы его не кор­мили насильно.

Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: «Я не пойду с ней, она кричит, она злая!». Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте вашему малышу страдать и общаться с неприятными людьми. Хорошо, если «вторая мама» для вашего ре­бенка похожа на вас по своим воспитательным методам, обладает способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуаль­ность каждого ребенка.

В первое время, пока вы находитесь с ребенком в группе, поста­райтесь всемерно поощрять его интерес к другим детям, называйте их по именам, говорите о них как о друзьях. По дороге в сад обсудите с малышом, что его там сегодня ждет. Важно, чтобы разговоры о дет­ском саде были окрашены положительными эмоциями. Ваш спокой­ный голос, уверенная интонация создают для него некоторую опору в этом новом незнакомом мире.

Когда придет время оставить ребенка в саду одного, заранее пре­дупредите его об этом. Хотя бы первое время после этого приходите за ребенком пораньше, и ни в коем случае не опаздывайте.

Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уго­ворить его оставить игрушку ночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Так вы сможете узнать, каким образом вашему малышу удается привыкать к детскому саду. Поиграйте с, ребенком домашними игрушками в детский сад, пусть одна из игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте и помогите вместе с ребенком найти ей друзей, порешайте проблемы ва­шего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты. С пониманием отнеситесь к его «необоснованным», на ваш взгляд, просьбам и капризам. Он может попроситься на руки, чтобы вы его поносили, как маленького, может отказаться сам есть или побоится засыпать один. Не волнуйтесь — это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему навстречу, не сер­дитесь и не раздражайтесь. Помните, малышу сейчас тяжело, он пере­гружен впечатлениями и очень устает. Поэтому так важна ему ваша помощь. В целом старайтесь вести себя с ребенком так, будто вы оба давно привыкли к тому, что он ходит в садик. Но будьте вниматель­ны, и если чувствуете испуг ребенка или какие-то другие возникшие у него тревоги, объясните ему происходящее спокойным, уверенным голосом, так, будто он тоже это знает, но просто сейчас забыл. Такое поведение облегчает малышу знакомство с новой обстановкой, не дает возможности возникнуть и развиться неоправданным страхам.

Развитие речи ребенка третьего года жизни.

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматиче­ские формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, за­тем — дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соедини­тельные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким этапом — огромная работа и самого малыша, и ок­ружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание соб­ственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и вос­принимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет про­стые словесные поручения — идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000—1200 слов.

Лексика.

В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идет гулять».

Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: «мамин, папин, Колин». Затем появляются ха­рактеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами, как: «так, туда, тут».

Овладение слоговой структурой слова — точное воспроизведение слогового ряда — звукового оформления, — к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропуска­ет, и тогда КАПЮШОН — это ПИКИШОН, ВЕЛОСИПЕД — ВИ-ПЕД, а ФОТОАППАРАТ и вовсе — АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, названия картинок в котором располагаются в определен­ной слоговой последовательности:

  • односложные слова — СОК, МЯЧ, ЛЕС;
  • простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые — МАМА, КОЛЯ, МЫЛО;
  • двухсложные   слова  со   стечением   согласных  —  ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;
  • трехсложные слова без стечения согласных — КОРОВА, ВО­РОНА, ВОРОТА;
  • трехсложные слова со стечением согласных — БАРАНКА, БУРЕНКА;
  • слова с закрытым слогом — БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕ­ГРАФ;
  • четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных — БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ.

Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных «ЛОТО». Ежедневно следует анализировать не более 2—3 картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малы­шом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Прой­денное необходимо периодически повторять.

На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка — овладение грамматической структурой. Граммати­чески речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, проговаривает все, что делает кукла Катя: «Катя села НА стул. Катя спрята­лась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла В постель. Катя залезла ПОД стол. Катя вылезла ИЗ-ПОД стола».

Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на пред­логи. Играя с сыном, вы соблюдаете те же правила: «Машина едет ПО улице. Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж. Ма­шина выезжает ИЗ гаража. Машина выезжает ИЗ-ПОД моста. Маши­на едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла». Так усваива­ются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закре­плению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонорные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БАЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани — СЯНИ, зайка — ЗЯЙКА), заме­няют шипящие — свистящими (шайба — СЯЙБА, жаба — ЗЯБА) или звуками т-д: шуба — ТЮБА, жук — ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обрати­те внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомне­ния, обязательно покажите его врачу — ортодонту, так как, например, от прикуса зависит чистота произношения.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно еже­дневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными им­провизациями. Например:

«Язычок живет в домике, который называется Ротик. Пока­жи!» — Ребенок показывает.

«В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика».

«Каждое утро Язычок делает зарядку» — «бегает» по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.

«Затем Язычок чистит зубки» — кончиком языка погладить ниж­ние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.

«Язычок завтракает. Ест манную кашу». — «Мня-мня-мня».

«Язычок садится на лошадку и едет в гости к тетушке Щечке» — предлагается пощелкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно.

«У тетушки идет ремонт и Язычок помогает красить потолок и стены» — кончиком языка погладить небо и внутреннюю поверх­ность щек.

«Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем» — ширкое дви­жение языком по верхней и нижней губе.

«Язычок покачался на качелях в парке» — попеременные движе­ния языком то к носу, то к подбородку.

«Язычок сел на лошадку и поехал домой!»

Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание. Гуляя с ним, привле­кайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льется вода из крана, звонит телефон и т. д.

Попросите малыша определить тот или иной звук. Подарите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. -— они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предвари­тельно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокас­сеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Репка» и т. д. Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата — улучшается переключаемость с одной артику­ляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофизиологические ис­следования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Мож­но продолжать народные игры с пальчиками, организовать дома ку­кольный театр или, если хватит фантазии — театр теней.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают гово­рить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

93 комментария

  1. You’ve made your stand extremely effectively!. fluconazole

  2. You’ve made your point very clearly!! hemp oil dosage

  3. You made your point extremely nicely!! canadian meds

  4. Very good forum posts. Thanks a lot. allopurinol

  5. 1 Month Taking Propecia Baclofene Batel Cialis Goutichine Clobetasol Clobex Order Farmacia Internacional Propecia

  6. Regards! An abundance of content.
    zyloprim

  7. You actually suggested it wonderfully! metronidazole 500 mg

  8. Seriously a lot of terrific advice! inderal

  9. You’ve made your point extremely clearly.. kratom

  10. Many thanks! Lots of tips!
    Propranolol Recreation

  11. Many thanks! I enjoy it! modafinil

  12. Nicely put, Thanks a lot! hydrochlorot

  13. You actually suggested that wonderfully! propranolol 40mg

  14. Thanks, Numerous forum posts.
    buy levitra online

  15. Fantastic advice. With thanks! london drugs canada

  16. You have made your point quite clearly.. cbd gummies

  17. You expressed this well. proscar medication

  18. Truly quite a lot of excellent info! retin a cream

  19. Terrific material, Thanks a lot! Inderal Public Speaking

  20. You expressed it terrifically! Motilium Interaction

  21. Whoa quite a lot of amazing tips! lisinopril 5 mg

  22. Wonderful content. Thanks a lot! Order Non Generic Baclofen

  23. sure hope [url=http://cialisles.com/#]cialis usa[/url] bright remote mainly leading cialis 5mg immediately emotion cialis usa please editor http://cialisles.com

  24. You actually revealed that perfectly! fluconazole medication

  25. extensive [url=https://viagraivo.com/#]how to buy viagra online[/url] buy viagra generic
    online free shipping generic viagra enough https://viagraivo.com/

  26. With thanks. I value this! Glaucoma And Albuterol

  27. You actually reported this terrifically! domperidone 10mg

  28. You actually stated that really well! diflucan generic

  29. Seriously all kinds of superb tips! Miconazole Nitrate And Diflucan

  30. Nicely put, Many thanks! london drugs canada

  31. Nicely expressed certainly. . cbd oil for sale

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *